RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Профессор Ярков: Пора осмыслить многовековую историю Ислама в Западной Сибири

18.03.2008 10:58

В Тюмени готовится к изданию трехтомник «Ислам на краю света». В канун выхода первого тома с редактором проекта, доктором исторических наук, заведующим сектором этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета Александром Ярковым встретился обозреватель портала IslamRF.Ru.

- Александр Павлович, под Вашей редакцией выходит уже не первый труд о мусульманах Сибири. В чем, на ваш взгляд ученого, особенность ислама в нашем регионе? Каковы основные направления деятельности сектора этноконфессиональных отношений, которым Вы руководите?

- Не так давно в Тюменской области была найдена очень интересная старинная рукопись на арабской графике, которая получила название - «Грамота хранителя Юрумской Астаны». И в ней устами средневекового мусульманского ученого сказано, что «в Тобольском юрте ислам - особый». То есть, автор рукописи, человек, знакомый со многими особенностями ислама в Средней Азии, видел, что в Сибири особая форма поклонения Аллаху.

Автор не сказал, что здесь «неправильный» ислам, как сегодня заявляют некоторые. Это просто региональная особенность, которую очень важно учитывать. И когда пять лет назад мы создавали сектор этноконфессиональных отношений, одним из направлений деятельности стало изучение местного, сибирского ислама, наряду с исследованием региональных особенностей иных вероисповеданий. В конечном итоге неважно, как называется структура - «сектор», «отдел». Насколько эффективна та или иная структура судят, прежде всего, по выходу научной продукции, а она за пять лет существования нашего сектора достаточно велика.

Каждый год мы выигрываем гранты, связанные с различными аспектами межконфессиональных исследований. Научная продукция сектора востребована. Мы первыми в азиатской части России издали Большой справочник региональных религиозных объединений. Ежегодно сектором готовится «Мониторинг межконфессиональной ситуации в Тюменской области», серия работ, характеризующая современную обстановку в регионе, дающая прогнозы, подводящая итоги.

Конечно, в Тюменской области сейчас относительная стабильность во всех сферах жизнедеятельности, включая и конфессиональную. Связано это, во-первых, безусловно, со стабильной экономической и политической ситуацией. Все-таки по уровню благосостояния наша область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. И второй немаловажный факт - умение региональных властей, так сказать, вовремя реагировать на те или иные опасные тенденции. А такие тенденции, сразу скажу, связаны не только с исламским сообществом. Радикалов достаточно во всех конфессиях. Межконфессиональный диалог - одно из направлений нашей деятельности. Занимаемся мы и традиционными религиями и теми христианскими течениями, которые пришли к нам недавно.

- В чем все-таки особенность ислама в Тобольском юрте?

- В достаточно специфических обрядах, связанных с воздействием прежних верований. Ведь здесь не было того, что называется расцветом исламской цивилизации. Ислам пришел в Сибирь поздно, когда уже закончился, говоря словами Адама Меца, мусульманский ренессанс. Посланцы шейха Багаутдина из Бухары силой насаждали новую веру, о чем говорят старинные рукописи. И хотя многие миссионеры погибли, спустя время идеи, которые они принесли, широко распространились здесь. О чем это говорит? О том, что в религии, прошедшей испытание временем, существует культурно-творческое начало, которое, несмотря ни на что, помогает выкристаллизовать ее элементы.

Личное дело:

Александр Павлович Ярков, родился в 1955 году в Тюменской области. После окончания Уральского государственного университета в двадцати четырехлетнем возрасте возглавил отдел по охране памятников Министерства культуры Киргизской ССР. Один из создателей первого за пределами РФ Славянского университета (Киргизия). Доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, культуролог, искусствовед. Автор более 250 научных работ, 11 монографий.

Возвращаясь к особенностям: есть в Сибири священные места мусульман – астана. Как правило, это небольшие насыпи, которые часто связаны с мифическими, иногда, возможно, и с реальными героями. На насыпях бревенчатые постройки, обычно срубы в пять-шесть венцов, реже железная изгородь. Астана являются объектами почитания сибирских мусульман. Не поклонения, подчеркиваю, а именно почитания, потому что в них, как считается, лежат люди, принесшие сюда ислам. Срубы периодически обновляются, когда старые бревна подгнивают.

И самое интересное, что люди, незнакомые с местной спецификой ислама, приехав в Тюменскую, Омскую области, либо проучившись в арабских странах, начинают заявлять, что почитание астана - идолопоклонничество, ширк, не больше и не меньше. Это крайне ошибочное мнение. Если уж более шестисот лет сибирский ислам просуществовал со своими региональными особенностями, то нужно признавать его таким, каков он есть. Зачастую многие, незнакомые с местной спецификой, не знают, что в самые злостные годы советского атеизма мусульмане Сибири продолжали совершать свои обряды возле астана. Это, во-первых. Во-вторых, если бы не существовал институт хранителей астана, то до наших дней бы уж точно не дошли средневековые рукописи, повествующие о приходе ислама в Сибирь.

К сожалению, сегодня официальная историография ошибочно начинается с Сибирских летописей (Есиповской, Строгановской, Кунгурской…). Я - русский человек, православный по происхождению, тем не менее, беру на себя ответственность утверждать, что не с этих летописей следует начинать историю Сибири, а вот с тех самых средневековых рукописей, написанных арабской графикой на сибирско-татарском языке, потому что они повествуют о событиях более ранних, чем летописи. И когда мы сравниваем тексты этих рукописей с тем, что уже известно из персидских, арабских, тюркских источников, то находим большое совпадение, а значит, этим рукописям можно и нужно доверять.

Вы знаете, когда мы проводили экспедиционные исследования по этим священным местам, то с удивлением и радостью обнаружили, что астана почитают не только мусульмане, не только татары, но и живущие рядом люди другого этнического происхождения, представители других религий. Это элемент местного этикета, который нужно признать добрососедским, толерантным, и рассказывать об этом…

- Известно, что астана принадлежат миссионерам из числа 366 шейхов Багаутдина, как сообщают рукописи. Напрашивается вопрос: если на территорию нынешней Тюменской области ислам принесли они, то, как на других сибирских землях, к примеру, в Томской области, распространялся ислам?

- Цифры 366 достаточно распространены во всем мире, это сакральные цифры, столько дней в году. На самом деле неизвестно, сколько их было, шейхов. Может быть 260, а возможно 500. Не суть важно. Но это была достаточно большая группа. И если попытаться мысленно представить географию расположения астана, мы увидим границы того самого Сибирского ханства, куда входила и часть нынешней Томской области. Здесь тоже имеется одна астана. Не всегда, надо отметить, священное место связано с захоронением миссионера. Известны случаи, когда под астана понимались и могилы репрессированных в сталинское время служителей ислама. Эту региональную особенность мы и изучаем. Некоторым служителям культа не нравится наш подход, но это их позиция. Светская наука располагает другими представлениями, и им нужно это учитывать. Мы не собираемся с ними соревноваться в доказательствах, что истинно, а что нет…

- В старинных источниках столица ханства Кучума Искер проходит и под другим названием, как город Сибирь. Сегодня Сибирью называют и Красноярский край, находящийся за тридевять земель от Тюмени. В то же время соседний Курган, до которого два часа езды, вроде бы уже и не Сибирь. Где, на Ваш взгляд, следует замыкать границы Сибири?

- Понятие Сибирь достаточно распространенное. В свое время оно включало огромное пространство Азии, в том числе Северный Казахстан. Я считаю, что зауживать надо в том формате, который сложился в Сибирской губернии. Триста лет назад по указу Петра была создана Сибирская губерния с центром в Тобольске, позже произошла трансформация на Западную и Восточную Сибири.

- Вы долгое время работали в Кыргызстане. Вернулись на родину, и в Тюмени реально закипела научно-исследовательская работа в межконфессиональной сфере. Появлением специализированного сектора студенты Института гуманитарных исследований обязаны Вам?

- Появление сектора этноконфессиональных исследований, конечно, связано не только со мной. Пять лет назад в ходе «круглых столов» мы пытались выявить области вакуума, которые существуют в научном пространстве, тогда и было принято решение о создании структуры, научная продукция которой сегодня востребована, я считаю, во многом благодаря слаженной работе коллектива. Среди нас известный тюрколог, историк Изиль Бадретдинович Гарифуллин, который в этом году отметит свое восьмидесятилетие.

Несмотря на возраст, Изиль Бадретдинович продолжает активно работать. Каждый год выходят его монографии. Одна из последних работ - сборник «Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах)».

Среди нас и молодые, только что окончившие вузы сотрудники, и зрелые люди, известные не только в области. Я думаю, что в режиме диалога мы и будем продолжать работать с представителями Духовных управлений и национально-культурных объединений, которых у нас много, и создаются они по разным причинам, в том числе из-за амбиций отдельных людей. Такова жизнь – кто-то из благоразумия, а кто-то, прикрываясь какими-то идеями, пытается утвердиться в этом мире. Но время все расставляет на свои места.

В конце восьмидесятых в Тюменской области создавалось движение «Комитет сибирских татар», которое со временем трансформировалось, на его месте возникли новые организации. Так вот, те люди, которые в восьмидесятые годы пришли в это движение работать, создавать что-то реальное, они продолжают работать и сегодня, в том числе сотрудничать с нами. А те, кто пришел с лозунгами, до сих пор с лозунгами и ходит, сменив уже около пятнадцати организации.

Расскажу одну парадоксальную историю. Здесь в Тюмени, на кухне в одной из квартир в течение нескольких лет собирались мужчины, обсуждали, что делать для развития языка сибирских татар, который поглощается с одной стороны русским языком, с другой – татарским литературным. Слушала-слушала хозяйка квартиры их споры, а потом взяла и написала «Алиппе» - азбуку сибирских татар на кириллице (так на языке сибирских татар называют азбуку, "Алифба"). Сидела за книгой по выходным, вечерами и издала достаточно хороший труд.

- Есть ли в других сибирских городах, областных центрах, аналогичные сектора по изучению этноконфессиональных отношений? Сотрудничаете ли с коллегами?

- Безусловно, есть, и мы сотрудничаем с ними. И это хорошо, когда в научном сообществе существует конкуренция. По-разному эти структуры называются, но они есть и в Омске, и в Томске, и в Новосибирске. Некоторые коллеги в числе соавторов трехтомника «Ислам на краю света», первый том которой «Историография, источниковедение» издается на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований.

- Почему «Ислам на краю света», а не, допустим, «Ислам в Сибири»?

- Название связано с тем, что многие ученые древности и средневековья писали о Сибири как о стране мрака, где нет жизни, называли ее краем света. Вот мы и доказываем, что они ошибались. Была в то время тут своя жизнь, связанная с религией мира, исламом.

Мы считаем, что пора осмыслить многовековую историю ислама в Западной Сибири, куда мы включаем территорий нынешних Курганской, Омской, Томской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской областей. Так сложилась исторически, что Тюменская область – сердце, эпицентр, откуда веером распространялся сибирский ислам. Здесь находился центр Сибирского ханства, тут сосредоточена большая часть тюркского населения Западной Сибири. Согласно последней переписи населения 2002 года – здесь более 250 тысяч татар, 46 тысяч башкир, 42 тысячи азербайджанцев, 18 тысяч казахов, 12 тысяч кумыков, по 10 тысяч лезгинов и чеченцев и т.д. То есть, достаточно большая умма, вместе с которой предстоит строить наше будущее в двадцать первом веке.

Беседовал Калиль КАБДУЛВАХИТОВ

18.03.2008

Ссылки по теме:

13-03-08 Зулькарнай Шакирзянов повторно избран председателем Духовного управления мусульман Сибири

11-03-08 В Омске состоится Съезд мусульман Сибири

11-03-08 Старинному сибирскому селу Баишево, где покоятся шейх Хаким и атаман Ермак, нужны имам и мусульманская организация 

04-03-08 В Муравленко готовятся отметить 20-летие общины мусульман

03-03-08 Руководитель мусульманской организации Ишима Жамиля Мурзанова: Кочевники стали казахами, сначала став мусульманами

Супруги из Америки провели никах в старинной сибирской мечети

26-02-08 В Свердловской области учрежден Межрелигиозный совет. Структура ДУМ АЧР в области была проигнорирована

18-02-08 «Как строить мечеть?» — за опытом из Кузбасса в Сургут

Имам нашего времени. Мулла Амир, водитель-проповедник и имам десятка сел

07-02-08 На Ямале откроется отделение общественного движения «Российское исламское наследие»

Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл

В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз

Старинные мечети Тюменской области

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2116/">ISLAMRF.RU: Профессор Ярков: Пора осмыслить многовековую историю Ислама в Западной Сибири</a>