RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: Подготовить лидеров новой волны – задача сложная, но выполнимая

26.03.2008 13:57

В Нижнем Новгороде начата реализация уникального в своем роде образовательного проекта. Его совместно осуществляют исламская организация и светский вуз.

На Факультете международных отношений ННГУ уже прошли первые занятия, открывшие инновационную образовательную программу по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама, разработанную совместно нижегородским университетом и духовным управлением мусульман на основе действующей ранее программы «Исламские исследования».

Процесс обучения рассчитан на четыре года. Помимо философии, в программу входит арабский язык (литературный и коранический) и такие предметы, как «Политические технологии», «Ислам в современном мире», «Социальные институты мусульманского мира», «Духовные управления российских мусульман», «Ислам в ПФО», «Современные тенденции развития Ислама в РФ», «Социальная доктрина в мире Ислама», «Исламский фактор в истории Российского государства» и «Ханафитское мусульманское право». По данной программе обучаются не только студенты-политологи из Нижегородской области, но также из республик Мордовия, Башкирия и Кабардино-Балкария.

Рассказать о том, как появилась идея проекта и о его специфике мы попросили Дамира Мухетдинова, заместителя председателя ДУМНО, ректора Исламского института имени Х. Фаизханова и одного из инициаторов подготовки инновационной образовательной программы.

— Впервые, наверное, в истории России исламская организация, в данном случае нижегородское духовное управление мусульман, реализует совместно со светским вузом, ННГУ, такой масштабный образовательный проект. Вы начали подготовку специалистов по Исламу. Разработана целая программа. Что, точнее, кого планируете получить на выходе? Кого готовят в рамках этой программы? Зачем вообще понадобилось организовывать такой курс, если исламоведов готовят в обычных вузах? Чем их подход вас не устраивает?

— То, что предлагаем мы, отличается интегрированным подходом к подготовке высококвалифицированных специалистов по истории и культуре Ислама. Нам сегодня важно не только то, как нас оценивают со стороны, но и то, насколько мобильной в социально-интеллектуальном плане является сама умма. А это зависит от адекватной системы образования, которая бы учитывала современную конъюнктуру и в то же время основывалась на фундаментальных вещах, таких как этнокультурная специфика.

В этом-то и есть принципиальное отличие светского востоковедения, которое имеет давние традиции в России и опыт которого учитывался в первую очередь, от того проекта, который реализовывается ДУМНО, Нижегородским исламским институтом им. Х.Фаизханова и ННГУ.

Кроме того, наша цель – обеспечить подготовку грамотных и ответственных молодых исламских лидеров новой волны и поставить таким образом естественную преграду на пути фитны (смуты, раскола) внутри уммы – не допустить идейно-идеологического хаоса и добиться должного уровня консолидации исламской общины России. Задача сложная, но выполнимая.

Этот проект отвечает интересам российского общества и задачам стабильного развития, поэтому он поддержан государством. Самое главное - сформировать прочную основу, благодаря которой та уникальная прослойка в рамках уммы, о которой идет речь, сможет органично войти в систему общественно-политических связей. Таковой базой призваны стать светские вузы. Политическая воля в сочетании с административным ресурсом при абсолютной прозрачности самого процесса способны повысить уровень доверия и придать должный импульс этому проекту.

Концептуальная составляющая новой образовательной программы нами уже разработана. В ее основу легли идеи выдающегося российского просветителя XIX века Хусаина Фаизханова, переосмысленные и модифицированные в свете современных реалий.

— Группой авторов под Вашим руководством подготовлены специальные учебные пособия по различным направлением (исламская политическая теория, богословие, суфизм, история, право и т. д.) для тех, кто будет учиться по вашей программе. Что они из себя представляют? Чем отличаются от остальных пособий такого рода?

— Наши учебные пособия отличает системность подхода к проблемам Ислама в сочетании с детальной, беспрецедентной фактологической наполненностью, проработкой отдельных аспектов развития российской и мировой уммы. Поэтому они одновременно могут рассматриваться и как единый научно-исследовательский комплекс, и как вполне самостоятельные, самодостаточные и законченные учебные пособия.

При разработке данных изданий естественно выдерживалась общая концептуальная линия проекта, но вместе с тем учитывались и недостатки учебных пособий подобного рода. По этой причине наши книги могут с одинаковой легкостью внедряться в учебный процесс как светских, так и исламских высших учебных заведений.

Более того, непосредственно процессу написания учебников предшествовал длительный период социологических исследований, позволивших выявить уровень общественной потребности в данной спецлитературе и, как результат, грамотно расставить акценты и приоритеты в содержательной стороне.

Изданные нами пособия призваны обеспечить научность подхода и комплексный взгляд на динамику развития Ислама в России и в мире, стимулировать взвешенный подход в оценке социально-политических процессов и обеспечить эффективность процесса принятия политических решений на основе исчерпывающих знаний по истории, культуре и социологии Ислама.

— Каковы перспективы у этой программы? Не планируете ли вы со временем трансформировать ее в нечто более фундаментальное - кафедру или, может быть, даже факультет исломоведения?

— Мы считаем, что у данной программы, несомненно, есть будущее. Более того, в контексте современных тенденций развития исламского образования и сопряженных с ними деструктивных явлений в российской умме и шире – российском обществе – это единственно оправданный вектор развития.

Исламское образование сейчас, по сути, оторвано от единого российского интеллектуально-образовательного пространства, оно развивается по пути самоизоляции и сегрегации. А сегрегация, как известно, отнюдь не есть интеграция.

Нам нужна своего рода унификация процессов развития различных сегментов российского общества, основанная на твердой гражданской позиции и единой системе ценностей. И не является секретом, что шкала приоритетов формируется у человека в процессе воспитания и взросления, где система образования, наравне с семьей, выполняет направляющую роль. Эту единую систему ценностей, но с учетом этнокультурной специфики, и призвана реализовать наша интегрированная образовательная программа.

Ведь нет необходимости чем-то жертвовать, если можно все удачно совместить. Равно как и нельзя жертвовать очевидными выгодами, которые несет в себе наш проект, в угоду морально устаревшим и разрушительным стереотипам. В связи с этим становится вполне очевидным, что если позитивный потенциал данной образовательной системы будет оценен в полной мере, то есть смысл придать ей более адекватные организационные формы в рамках светского вуза.

Современное российское исламоведение неизбежно эволюционирует в сторону совмещения светского, внешнего, и религиозного, внутреннего, взглядов. В этом, с нашей точки зрения, есть определенная логика, вносящая большую сбалансированность и объективность в процесс познания, поскольку это максимально соответствует современной исторической обстановке – Ислам давно вышел за рамки сугубо религиозного дискурса, став неотъемлемым компонентом социально-политических процессов.

— Как можно попасть на учебу в ваш проект? Кого принимаете? И чем будут заниматься выпускники потом?

— На данном этапе проект как самостоятельное направление подготовки специалистов проходит стадии предварительного согласования и реализуется в несколько «облегченном» виде в рамках Президентской программы обучения исламской молодежи на факультете международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Отбор квотирован и осуществляется на основе соответствия личностно-деловых, интеллектуальных и морально-психологических качеств абитуриента программным требованиям.

На выходе мы планируем получить, прежде всего, профессионалов, которые при минимальном опыте способны принимать ответственные решения на основе того багажа знаний, который вынесут с собой из стен университета. В зависимости от личностной специфики студента и на основе качественной специализированной подготовки это могут быть управленцы, ученые, аналитики и так далее. Главное, что в них будет заложен твердый внутренний стержень, который и позволит им максимально адаптироваться к новым социально-политическим условиям и в полной мере реализовать внутренний потенциал.

— Несколько лет назад при поддержке государства начата реализация программы обучения студентов-мусульман в ведущих вузах России (ИСАА, МГУ, СпГУ, ЛГУ и др.). Скажем прямо, сложности есть. Не все идет, как хотелось бы. В первую очередь, сами студенты не выказали должного усердия и заинтересованности. Не боитесь, что ваши инициативы постигнет та же участь?

— Действительно, опыт реализации специальной Президентской программы подготовки студентов-мусульман на базе ведущих российских вузов выявил некоторые сложности. Однако, это вполне естественное явление, поскольку каждая инновационная идея требует испытания временем, шлифовки, адаптации.

Проблема пониженной мотивации в среде студентов, обучающихся по этой программе, есть явление частного порядка, а отнюдь не тенденция. Это, в первую очередь, признак несовершенства механизмов отбора, а не краха идеи как таковой. Кроме того, ситуация в разных вузах является далеко не однородной, поэтому делать обобщенный вывод о банкротстве всего проекта представляется не вполне обоснованным и целесообразным.

Положительный опыт реализации программы подготовки хотя бы в одном вузе, как в случае с ННГУ им. Н. И. Лобачевского и Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова, вполне красноречиво может свидетельствовать о принципиальной перспективности подобных образовательных программ. Поэтому мы вполне оптимистично смотрим на будущее системы интегрированного образования и готовы приложить максимум усилий для ее скорейшей и полноценной реализации.

Беседовал Абдулла Ринат МУХАМЕТОВ

Ислам.Ру

26.03.2008

Ссылки по теме:

24-03-08 Участники «Фаизхановских чтений» выступили с предложением разработать концепцию реформы высшего исламского образования

26-03-08 Перед студентами Нижегородского госуниверситета выступили ученые-исламоведы из Узбекистана

11-03-08 В Нижнем Новгороде стартовала программа по подготовке специалистов с углубленным знанием ислама

11-12-07 Нижегородская молодежь приобщается к культуре этноконфессионального диалога

19-11-07 Нижегородский Исламский институт и Нижегородский госуниверситет подписали договор о сотрудничестве

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2198/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: Подготовить лидеров новой волны – задача сложная, но выполнимая</a>