RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

Айрат Мухаметзянов: Единство – один из наиболее актуальных вопросов уммы

01.08.2008 12:33

Верхняя Пышма - город-спутник Екатеринбурга. Сегодня одной из его достопримечательностей является Мечеть имени имама Исмаила Аль Бухари, Другое ее название - "Медная". Сегодня на вопросы нашего кор-та отвечает имам Айрат Мухаметзянов.

- Айрат-хазрат, прежде всего, объясните, почему мечеть получила такое название?

- Мечеть была построена 6 лет назад, в 2002 году при непосредственном спонсорстве и кураторстве Уральской Горно-металлургической компании, президентом которой является Искандар Кахрамонович Махмудов, уроженец Бухары. Головное предприятие компании находится в нашем городе, оно специализируется на производстве меди, медной катанки. Во-вторых, вся крыша мечети, а здание возведено турецкими мастерами по классическим канонам, покрыта медью. В-третьих, говорят, что под мечетью, глубоко под землей находятся закрытые медные шахты.

- Вы когда стали имам-хатыбом мечети – в 2002-м году?

- Нет, к сожалению, получилось так, что мечеть после строительства юридически относилась к ЦДУМ, естественно, имамом в ней служил представитель Талгата Таджудина. По уставу ЦДУМ имам назначается пожизненно, поэтому после строительства мечети начались противоречия между общиной, администрацией города и имамом от ЦДУМ. Противостояние длилось два года. Для разрешения этого конфликта на меня вышли в Казани, и ДУМЕР направило меня в Верхнюю Пышму. Я решил вопрос юридически и подвел Медную мечеть под юрисдикцию ДУМЕР.

- Община в городе многочисленна?

- Смотря что иметь в виду под общиной. В городе Верхняя Пышма 70 тысяч населения, из них, как говорят, 10 процентов этнических мусульман. Это татары и башкиры, они не практикующие мусульмане. В виду того, что город находится всего в 15 км от Екатеринбурга, я взял на работу вторым имамом таджика. Мы четко придерживаемся ханафитского мазхаба, и сегодня много практикующих мусульман, в основном это мигранты, они к нам приезжают из Екатеринбурга по пятницам. До моего прихода в мечети на джума-намазе было 10 человек, сейчас - примерно 700-800, мечеть полностью заполнена.

- Какую работу вы ведете с прихожанами?

- В выходные у нас работает школа, курсы. Сейчас обучение ведется по программе третьего курса. Кроме этого, в любой день и час могут прийти люди и заниматься, имам готов отвечать на вопросы. Мы организовали компьютерный класс с выходом в Интернет, молодые люди приходят и занимаются в нашем Интернет-кафе. Во-вторых, мы организовали шикарную библиотеку. Назвали ее «Общечеловеческие ценности». Кроме книг на арабском языке, с которыми нам помог один из бизнесменов из ОАЭ, у нас книги на русском и татарском языках. И не только об исламе, есть литература по христианству и другим религиям. Представлена философская, медицинская, художественная, историческая, детская литература. Детей, к сожалению, пока к нам ходит мало. Поэтому мы организуем детский исламский лагерь, в прошлом году в нем отдыхало 15 человек, на этот раз будет больше. И спортивные игры, и экскурсии для ребят - все бесплатно.

- Айрат-хазрат, вы сами родом из Казани?

- Да, в 1989 году я закончил исторический факультет КГУ, работал три года учителем, потом стал практикующим мусульманином. Пошел учиться в Высшее Казанское медресе 1000-летия принятия ислама, стажировался в Сирии, служил имамом в одной из деревень Татарстана. В 1996-м году, вернувшись из Сирии, я поступил в аспирантуру Института истории АН Татарстана имени Ш.Марджани. В прошлом год защитил диссертацию на тему «Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана. 1920-30-е годы».

- Вы принимали участие в тех событиях, которые предшествовали созданию единого Духовного управления мусульман РТ. Оно в феврале нынешнего года отметило свое 10-летие. Вы как оцениваете его работу?

- Положительное в этом то, что для руководства Татарстана есть одна единая мусульманская структура, с которой оно имеет дело. Более тысячи общин, которые входят в состав ДУ, четко структурированы, есть имамы-мухтасибы 45 районов, каждый ведет соответствующую работу. Это большой успех. Но главное не это. Я уже 4 года не работаю в Татарстане. Когда я туда приезжаю, я вижу большие сдвиги. В каждом магазине можно увидеть продукты халяль. Появляются мусульманские детские сады, говорят о создании мусульманского ресторана, т.е. формируется мусульманская инфраструктура, которая помогает истинным мусульманам жить и чувствовать себя в Республике комфортно и уютно.

- А как обстоят дела в Свердловской области?

- Свердловскую область я сравниваю с Татарстаном 10-15 летней давности. Примерно такое же положение, раздробленность, нет единства. Отсутствие единства накладывает отпечаток на все процессы, которые происходят в области. Примерно половина общин под каноническим управлением ЦДУМ, вторая половина – под ДУМАЧР, три общины, в том числе и моя, относятся к ДУМЕР. В Челябинской области две общины относятся к ДУМЕР. Есть общины, а особенно администрация ряда городов, которые выражают желание работать именно с ДУМЕР. Почему я тяготею к Москве? В ЦДУМ действует старый Устав, еще царского времени, согласно которому верховный муфтий и имамы избираются пожизненно. Это никуда не годится. Мы живем в демократическом обществе. На мой взгляд, наиболее демократично, когда имам избирается на 3-5 лет. В этом случае имам чувствует ответственность перед своей общинной. Ведь через определенное количество лет он должен отчитаться за свою работу, Его самого будет волновать вопрос - его изберут мусульмане или нет. Имам должен быть всегда на коне, чтобы считаться главой общины.

- Вы – один из тех имамов, кто постоянно поднимает вопрос о единстве уммы России. Вы считаете этот вопрос наиболее актуальным сегодня? Какую роль в этом, на Ваш взгляд, может сыграть власть?

- Единство – всегда актуально. Чем дольше не решается этот вопрос, тем он актуальнее. Я считаю, что по примеру Татарстана должно быть создано единое ДУ мусульман России. Мы должны выступать в одном лице перед государственными структурами, тогда будет легче работать. Пока я живу, буду стоять на этих позициях.

- Ваши задачи сегодня как имам Медной мечети?

- Моя основная задача - на основании трехстороннего соглашения, подписанного 30 марта 2005 года администрацией города Верхние Пышма, ДУМЕР и руководством Уральской горно-металлургической Компании - организация исламского комплекса при мечети. Мы планируем, что он будет включать в себя образовательный центр, библиотеку, кафе, конференц-зал, спортивную комнату, музей истории имама Исмаила аль-Бухари, поскольку мечеть носит его имя. Каждый мусульманин должен найти в центре то, что ему по душе, что ему хочется. Отмечу, что у нас создан прецедент: вся политика Уральской горно-металлургической компании сводится к тому, что мечети, церкви, социальные объекты не только строятся, но и берутся компанией на содержание. Мы действуем на основе Договора о пожертвовании, по которому подсчитываются все расходы на мечеть в течение года, и нам помогают средствами. К нам сегодня приезжает много людей, в том числе и на экскурсию, чтобы посмотреть на мечеть и помолиться в ней.

Беседовала Людмила ЖУКОВСКАЯ

04.07.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/3473/">ISLAMRF.RU: Айрат Мухаметзянов: Единство – один из наиболее актуальных вопросов уммы</a>