Наиль Шаймарданов: «Да, порой нас упрекают, что татары и башкиры плохо посещают мечети…»
02.02.2018 09:35Новым заместителем председателя Уральского Мухтасибата назначен бывший вице-премьер Заксобрания Свердловской области Наиль Шаймарданов. В его послужном списке – работа на различных государственных должностях, а также в сфере высшего образования. Не забывает он и о своей религии. Много лет Наиль Залилович сотрудничает с мусульманскими приходами Среднего Урала. В интервью для нашей газеты он рассказал о плодотворной работе с православными, оторванных от своих корней татарах и башкирах, а также о взаимодействии шести муфтиятов в регионе.
- Наиль Залилович, поздравляю Вас с назначением. Расскажите, какое направление ДУМ СО Вы будете курировать?
- Мне было предложено стать заместителем председателя Уральского Мухтасибата по взаимодействию с органами государственной власти и муниципальных образований. Из своей практики взаимоотношений с религиозными деятелями я четко понимаю, что, к сожалению, та система религиозного образования, которая существует во всех конфессиях, не дает базовых основ государственного и муниципального управления. Поэтому зачастую духовенство не может говорить на одном языке с чиновниками. Да и некоторые чиновники не очень разбираются в религиозных вопросах. Это не плюс ни для чиновников, ни для религиозных деятелей. Я надеюсь на то, что моя работа позволит Уральскому Мухтасибату выстроить более тесные отношения с органами государственного управления и муниципальных образований, с представителями других религий, чтобы мы понимали друг друга лучше, так как цели-то у нас единые. Президент России Владимир Владимирович Путин говорит о мире и согласии межконфессиональном, межнациональном. Это ведь не просто лозунг, под этим подразумевается конкретная работа.
- Получается, духовная составляющая работы Мухтасибата Вас не коснется?
- У меня нет религиозного образования. Основы ислама, Коран, чтение намаза – все это мы узнавали от своих родителей, а более глубоко уже стали узнавать от своих детей. Мой сын учился в медресе, и сейчас мои внуки целые джузы Корана знают наизусть, поэтому более глубокое изучение шло и идет самостоятельно. Да, я не религиозный деятель, но от духовных основ, конечно же, не отходил. У нас с Артуром хазратом есть взаимопонимание: я буду рад в меру возможностей на общественных началах помогать Мухтасибату и другим религиозным организациям, другим конфессиям, и мне кажется, что это принесет свои плоды.
- Каковы Ваши ожидания на новом поприще?
- Выстраивание межконфессиональных отношений требует соответствующих знаний и, самое главное, желания с обеих сторон этим заниматься. Тот фундамент, который предлагает наш президент – межнациональное, межконфессиональное согласие – будет всегда опорой при любых сложных обстоятельствах, с которыми будет сталкиваться и наша страна, и другие государства при существующих тенденциях. Поэтому надеюсь, что и мой вклад в это благое дело позволит на Среднем Урале поддерживать дружеские отношения среди всех конфессий. У нас для этого есть хороший образец для подражания, опыт Татарстана, который неоднократно подчеркивался президентом Владимиром Путиным.
- Вы не первый год сотрудничаете с Уральским Мухтасибатом. Какие изменения за последнее время произошли в ДУМ СО?
- Самые заметные изменения происходят последние два года – с момента прихода Артура хазрата Мухутдинова. Если говорить о количестве приходов, то их было три, сейчас стало десять. Предполагается открытие новых. Это количественный фактор. А если говорить о качественной стороне, то, конечно, это обучение основам ислама, которое, на мой взгляд, теперь поставлено на более высокий уровень в центрах и в мечетях. Уже второй год проводится Ekaterinburg Halal Expo, куда приезжают производители халяль-продукции из Казахстана и ряда регионов России. Эта выставка становится центром притяжения для людей разных конфессий: проходят круглые столы, женские форумы, мероприятия для детей. Она становится площадкой для продвижения халяль-продукции и всего того, что связано с теми новациями, которые мы имеем в исламе.
- Можете пояснить?
- Буквально неделю назад мы с Артуром хазратом говорили о том, что на сегодняшний день наши религиозные учреждения четко дают знания в части того, скажем, какой аят Корана когда был ниспослан пророку (мир ему и благословение), какие хадисы кем, в связи с чем были приведены, как они отвечали на вопросы, которые волновали тогда людей. Но зачастую мы не имеем ответов, которые можем получить из тех же хадисов, из тех же аятов Корана на вопросы, которые ставит перед нами современность, будь то цифровая экономика, клонирование людей, миграционные вопросы и многое другое. Я думаю, Болгарская исламская академия, тот подход, когда человек должен иметь не только религиозное образование, но еще и светское, абсолютно правильный, потому что позволяет, ссылаясь на аяты Корана и хадисы, находить решения современных проблем. Когда люди будут искать ответы не на сомнительных сайтах Интернета, а узнавать от людей, которые уполномочены этим заниматься, уже действительно опираясь на те новации, которые есть в светской жизни, тогда можно будет говорить о развитии ислама. И как вы знаете, такой подход полностью поддерживается самим президентом и его администрацией.
Скажу о том, что интернет-ресурсы нашего Мухтасибата тоже показывают его развитие. Все, что делает Мухтасибат, теперь находит отражение в электронных СМИ, это огромный плюс.
Открытие библиотек при поддержке муфтия шейха Равиля Гайнутдина, когда литература становится доступной, тоже имеет большое значение. Впервые за все эти годы наша делегация побывала в Храме на крови и в синагоге. Прошли очень теплые, дружественные встречи. Я убежден, что с приходом Артура хазрата, деятельность Мухтасибата поднялась на новый уровень.
- Вероятно, эту работу люди замечают. Но вместе с тем спрашивают, почему татары и башкиры, которых немало в регионе, не столь охотно посещают мечети, в отличие от мигрантов?
- Ситуация неоднозначная, как в деревне, так и в городе. В большинстве сел Свердловской области, где исторически проживают татары и башкиры, восстановлены или построены мечети, и они функционируют. Соответственно, в тех деревнях, где люди исторически не были оторваны от своих корней, возрождение ислама идет и идет очень активно. Что касается городов, вы посмотрите на православные храмы, которые уже имеют буквально шаговую доступность. Они, к великому сожалению, не ломятся от прихожан. Говорю «к сожалению», потому что убежден, что все авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам - могут помочь людям найти в жизни духовную опору. Но честно говоря, любая религия, имеющая тысячелетний опыт, не может не вызывать уважительного к себе отношения. Значит, в течение столетий люди в ней находили для себя что-то, что из поколения в поколение передавалось веками. Да, порой нас упрекают, что татары и башкиры плохо посещают мечети. Хочу сказать именно за татар и башкир: все-таки наши предки, которые проживали в Татарстане и Башкортостане, в 1930-е годы были сюда депортированы на строительство таких заводов, как «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралвагонзавод», НТМК и десятка других предприятий. В 1937 году, когда начались все эти чистки, наши люди оказались в таких условиях, когда ислам, как и любая религиозная деятельность, оказался под запретом. Соответственно, это подрубило религиозные корни в городах, и не только у исповедующих ислам.
Теперь наша молодежь, и в целом местное население, довольно-таки индифферентно относится к религии, не так часто посещает храмы, мечети. Эта проблема общая для всех конфессий. Не хотел бы никого обвинять, ни тех же татар и башкир, или другие национальности, исповедующие ислам. Я вижу, как на религиозные праздники собираются полные залы. Как выразился первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, вера неистребима. Я убежден, в душе каждого есть то, на что он опирается в тяжелые минуты жизни. Наша задача – то светлое, что есть в исламе, что есть у наших братьев христиан и представителей других религий, сделать средой, которая позволит людям легче преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются в жизни.
- В Свердловской области функционируют несколько духовных управлений мусульман. Происходит ли взаимодействие между ними?
- Свердловская область отличается тем, что здесь шесть различных муфтиятов. С моей точки зрения, если они придерживаются Корана и сунны, пусть проповедуют. Да, они, на мой взгляд, не всегда отвечают современным требованиям. Но то, что в месяц Рамадан их руководители проводят совместные мероприятия, шатры Рамадана, это огромный плюс. Это требование Корана, сунны. Слава Аллаху, главы духовных управлений в этом отношении едины. Для Уральского Мухтасибата шейх Равиль Гайнутдин является нашим духовным лидером, также как и для всех мусульман, входящих в Совет муфтиев России. Проповедуемый им умеренный ислам – это тот фундамент, на который мы опираемся. Надеюсь, что со временем и другие придут к пониманию того, что это единственно правильный путь, с помощью которого можно решить многие проблемы.
Беседовала Оксана Назарова