RSS | PDA | Архив   Понедельник 29 Апрель 2024 | 1433 х.
 

22-01-08 «Межконфессиональный диалог» может быть введен в исламских вузах России

22.01.2008 11:47

В Совете по исламскому образованию обсудили содержание образовательного стандарта «Исламская теология».

21 января в Москве состоялось совещание Совета по исламскому образованию России по проблемам дальнейшего развития и совершенствования работы в 2008-м году в рамках «Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах». В его работе приняли участие вице-президент Северокавказского учебного исламского центра, ректор Института теологии и религиоведения Максуд-хаджи Садиков, руководитель редакционно-издательского отдела РИУ Рустам Батров, профессор кафедры  государственно-конфессиональных отношений РАГС, д-р исторических наук Г.М. Керимов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Д.В.Микульский, доцент кафедры арабской филологии ИСАА В.В.Лебедев, зав. отделением религиоведения философского факультета СпГУ М.М.Шахнович, помощник директора Смольного института свободных искусств и наук А.А.Михейшин, проректор по научной и учебной работе МИУ В.Д.Гладиш, зав. редакционно-издательским отделом МИУ А.К.Эжаев.

Вел совещание ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, который, приветствуя его участников, сказал: «Со второго полугодия прошлого года целый ряд государственных вузов, что осуществлял подготовку и проработку программ, пособий и учебников, необходимых для подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. В прошлом году вузы осуществляли работу в рамках четырех направлений  - это культурология, социология, регионоведение, гуманитарные науки и искусства. Успехи у вузов есть. В 2008 году перед государственными вузами, а их на сегодня их количество увеличилось - к МГЛУ, Ставропольскому Государственному техническому университету, Кубанскому государственному университету, С-Петербургскому Смольному институту свободных искусств и наук, Нижегородскому госуниверситету, Татарскому государственному гуманитарно-педагогическому университету присоединился еще один вуз - Башкирский государственный педагогический университет. Перед ними ставится в 2008 году задача – проработка пособий, учебников, хрестоматий, проведение семинаров, апробация – по направлению «Исламская теология». Мы должны обсудить содержание учебного плана по теологии и конкретно блок дисциплин конфессиональной подготовки в рамках конфессионального блока. Теология, как государственный стандарт, разделяется на четыре конфессионнальных направления – это православная теология, исламская, иудейская и буддистская. На сегодняшний день утверждены блоки конфессиональных дисциплин для «православной теологии» и «Исламской теологии». Остальные блоки дисциплин конфессиональной подготовки еще не прошли утверждении в Совете по теологии. Нам удалось утвердить соответствующий документ только в 2007-м году. Самый сложный и новый для нас вопрос – это содержание направления «Исламская теология».

М.Ф. Муртазин отметил, что в реализации «Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах», наряду с государственными вузами, участвуют и исламские учебные заведения. «Они устанавливают партнерские отношения с  государственными вузами, поскольку программа финансируется из госбюджета, и наши негосударственные исламские учебные заведения не могут быть непосредственными исполнителями этой программы. Именно этим объясняется то, что все финансирование осуществляется через государственные вузы. Правда, опыт прошлого года доказал, что предметы с исламским содержанием, конечно, выполняют исламские вузы», - сказал М.Ф. Муртазин.

Помощник директора Смольного института свободных искусств и наук А.А.Михейшин отметил, что проект приказа по выполнению программы в 2008-м году еще пока не подписан. «Только после его подписания можно говорить о какой-то конкретике. На данный момент я считаю, что независимо от того, какие государственные вузы будут обеспечивать выполнение программы, а к этому подключается еще и Пятигорский государственный лингвистический университет, важно обеспечить хорошее взаимодействие между Советом по исламскому образованию и исламскими вузами. Мы ожидаем, что ими будет сформулирована некая консолидированная позиция. Мы же постараемся, чтобы этот список потребностей в максимальной степени нашел отражение в сметах, которые будут утверждаться для финансирования госуниверситетов, участвующих в «Программе», - сказал А.А.Михейшин.

Конкретно на совещании обсуждался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Теология» и дисциплины конфессиональной подготовки по направлению «Исламская теология». Этих дисциплин семь – акыда, сакральные тексты (Коран), вероучительная литература (хадисы), сира и история ислама, исламское право и законоведение (шариат), мусульманский культ (фикх), арабский язык. Они дополняются дисциплинами по рекомендации учебно-методических объединений, такими, как текстология сакральных текстов, экзегетика сакральных текстов и др.

М.Ф.Муртазин обратил внимание на то, что в число общеконфессиональных дисциплин входит, например, «История архаических и нехристианских религий». Он выразил сомнение в необходимости такого курса в исламских учебных заведениях. Ректор Института теологии и религиоведения в Махачкале Максуд-хаджи Садиков высказал иную точку зрения. «Мы пришли к выводу, что современные мусульманские теологии обязаны иметь достаточно емкое представление о том, что собой представляет христианство, иудаизм, архаические религии, буддизм. Мы даем студентам «Историю иудаизма», «Историю и культ христианства», «Буддизм». Думаю, что у наших алимов есть пробелы в знании о других конфессиях, а следовательно и в том, каким должен быть межконфессиональный диалог. Мы даже ввели отдельный новый предмет «Межконфессиональный диалог». Перед этим мы проанализировали программы Свято-Тихоновского Православного института и обнаружили, что там ненормально преподносят ислам. Человек, прослушавший курс в этом Институте, вряд ли будет общаться с мусульманином, вряд ли будет настоящим гражданином России. Нельзя давать теологию для развития конфронтации», - сказал Максуд-хаджи Садиков.

Доцент кафедры арабской филологии ИСАА при МГУ В.В.Лебедев обратил внимание на необходимость создания словника арабских терминов, которых можно придерживаться и в учебном процессе, и в издательской деятельности. «Составление такого словника терминов было бы полезно, потребителей нашлось бы много. Сделать его можно на основании пяти выпусков «Совершенствование в коранических науках» ас-Суйуты. С точки зрения адекватности терминов традиционного арабского корановедения, их передачи на русском языке в этих сборниках мы имеем идеальное состояние», - сказал В.В.Лебедев. Он особо подчеркнул, что понятия «Исламская культура», «Исламская цивилизация» не могут не присутствовать в программе по теологии. «Это определенные реальности, с которыми должны быть знакомы студенты. Специалисты по этим направлениям у нас имеются. Более того, у нас сейчас накапливается опыт изучения того, как ислам, исламская культура  отражается в литературе. Этим занимается академик А.Б.Куделин. Он составил этот курс и его ведет в ИСАА при МГУ. Недавно академик А.Б.Куделин, профессор Д.В.Фролов и преподаватель кафедры арабской филологии М.Налич подготовили к изданию перевод фрагмента из Сиры Ибн Хишама – Ибн Исхака «Битва при Бадре». Он, этот перевод, показывает синкретизм религии и жизни. Такого типа знания должны иметься у студентов», - сказал В.В.Лебедев. По его мнению, также в числе дисциплин конфессиональной подготовки федерального компонента должна быть обязательно такая дисциплина, как «Исламская этика».

Подводя итоги встречи, ректор МИУ М.Ф.Муртазин отметил, что сегодня перед научными, религиозными и образовательными учреждениями стоит задача, которая сводится к тому, чтобы создавать в России атмосферу межконфессионального взаимопонимания. «Поэтому в рамках направления теология мы должны обращать внимание на сравнительное обучение религий, приучение студентов к ведению межконфессионального диалога», - сказал он. По его мнению, в обсужденные на совещании документы будут внесены определенные изменения. Ректор МИУ предложил провести конференцию по теологии в Петербурге на базе Смольного института свободных искусств и наук.

Ссылки по теме:

Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного

Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования делает все для содействия мусульманам Кабардино-Балкарии

Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе

Комментарий недели: высшее исламское образование будет признаваться государством

Чему научились мусульмане России в 2007 году?

Абдулбари Муслимов: Современному имаму необходимо высшее светское образование

Направления образования современных российских имамов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/1238/">ISLAMRF.RU: 22-01-08 «Межконфессиональный диалог» может быть введен в исламских вузах России</a>