RSS | PDA | Архив   Четверг 3 Октябрь 2024 | 1433 х.
 

В ИСАА обсудили актуальные проблемы исламоведения

27.04.2009 14:50

В Институте стран Азии и Африки при МГУ в рамках традиционных весенних «Ломоносовских чтений» прошло заседание подсекции «Политика и религия». На ней было заслушано девять докладов, в том числе посвященных истории и современному состоянию ислама в странах Востока.  

 

«Религиозные обязательства кочевых племен Османского Египта XVI-XVIII веков» - с таким докладом на заседании выступила его председатель, профессор Ф.М.Ацамба. Законодательным актом в Османском Египте за кочевниками был закреплен ряд обязательств, в том числе - предоставление  вьючных и верховых животных для караванов паломников. Второе обязательство кочевых племен –  благоустройство и забота о имаретах - религиозных комплексах мусульманских святых, которые включали в себя и гробницы, и школы, и странноприимные дома. Таких гробниц, по словам Ф.М.Ацамбы, в Османском Египте было около 200-т.

 

Большой интерес вызвал доклад профессора Э.С.Львовой «Орден муридийя в Сенегале». 92% населения этого государства Западной Африки составляют мусульмане. Главный суфийский орден в Сенегале – кадирийя, от которого в конце XIX века отделился орден муридийя. «О нем говорят, что это самый африканский мусульманский орден, он имеет громадное значение для всей Западной Африки», - сказала Э.С.Львова. Религиозным центром Сенегала является город Туба, который сегодня более значим, чем официальная столица страны – Дакар. Если в 60-е годы в Тубе насчитывалось 5 тысяч жителей, то сегодня его население перевалило за полмиллиона. «Если в Восточной Африке главным исламским центром является Харар в Эфиопии, четвертый по значимости город в исламе после Мекки, Медины и Иерусалима, то в Западной Африке – Туба. Там, помимо прекрасной Соборной мечети находятся захоронения первого муридийского шейха Амаду Бамба и последующих шейхов, к которым мусульмане совершают паломничество.

 

О «мусульманском следе» в индийском штате Пенджаб рассказала доцент кафедры истории Ближнего и Среднего Востока А.В.Бочковская. В Пенджабе в настоящее время проживает около 400 тысяч мусульман, что составляет 1,6% от общей численности населения штата. В Пенджабе находятся многие мусульманские святыни, в том числе могила суфийского шейха Ахмада Фарука аль-Кабули, к которой ежегодно устремляются паломники из Афганистана Бангладеш, Индии, Ирана. В Пенджабе на сегодня насчитывается 11 тысяч объектов, которые относятся к вакфам. «Роль мусульман в Пенджабе при их крайней малочисленности велика. Спокойствие мусульман Пенджаба определяет степень стабильности штата и степень спокойствия мусульман в Индии в целом, где мусульман 140 миллионов, и в соседнем Пакистане. Какое-то недовольство среди мусульман Пенджаба отдается рикошетом либо в Пакистан, либо в Индию», - отметила А.В.Бочковская.

 

Институт вакфа в Турции стал предметом исследования младшего научного сотрудника кафедры истории Ближнего и Среднего Востока П.В.Шлыкова. По мнению ученого, с конца 40-х годов прошлого века в Турецкой Республике начался процесс реанимирования институциональных основ ислама, и сегодня в стране насчитывается около 10 тысяч объектов вакуфного имущества.

 

Кроме этого, на заседании выступили доцент В.И.Шлыков с докладом «Кемалистский режим и ислам», доцент Д.Р.Жантиев  с докладом «Хусисткое» религиозно-политическое движение в Йемене: происхождение и результаты деятельности» и другие.

 

Как объяснила председатель заседания профессор Ф.М.Ацамба, которая координирует изучение религии по всем историческим кафедрам ИСАА, подобные научные заседания проводятся в ИСАА с 1990 года. За это время вышло 19 сборников «Вестника МГУ» серии «Востоковедение», посвященных проблемам религии. Сейчас готовится к выпуску 20-й сборник.

 

«Самая актуальная проблема в изучение религии сегодня – это знание. Многие люди, пишущие об исламе, о христианстве, о Кавказе, - это люди, мало знающие предмет. Это беда. Сегодня моден ислам, пишут об исламе. Моден Кавказ, пишут о Кавказе, не зная при этом ни одного кавказского языка, не умея отличить грузинский язык от абхазского. Поэтому самая главная проблема – знание, профессионализм», - сказала профессор ИСАА Ф.М.Ацамба.

 

IslamRF

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/8353/">ISLAMRF.RU: В ИСАА обсудили актуальные проблемы исламоведения </a>