RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Август 2017 | 1433 х.
 

Образ Рая в Коране и в Библии (Часть 2)

01.02.2010 14:08

Вопрос: Разве вы сами не видите, что даже главная цель жизни — Рай — в Исламе состоит из чувственных удовольствий? В нем нет ничего духовного, в нем нет главного — пребывания человека с Богом и в Боге!  

 

«Святой Максим Грек пишет: “Он (Магомет) дозволил им всякое вообще наслаждение и все то, что может услаждать гортань, чрево и подчревное, говоря, что на то мы сначала и были созданы от общего всех Создателя, и что поэтому в созданном им раю Создатель приготовил для них... три реки, состоящие из меда, вина и молока, и откроковиц множество прекрасных, с которыми они будут весь день совокупляться”. Кораническое представление о Рае решительно отвергается Новым Заветом: “В воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах” (Лк. 22:30); “Царство Божие не пища и не питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе” (Римл. 14:27)» (доцент Московской духовной академии РПЦ Юрий Максимов «Образ Рая в христианстве и исламе»).

 

Ответ:

 

Образ Рая как пира присущ и другим притчам Иисуса Христа, мир ему: «Царство Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего... сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Мф. 22:2–14).

 

Итак, заколотые бычки и иная домашняя тварь упомянуты, но ни по слову Иисуса, мир ему, ни по мнению доцента Максимова, это не свидетельствует, что смысл Рая — в чувственном услаждении едой. А вот кораническое описание пира в Раю, по мнению критиков Ислама, почему-то свидетельствует якобы именно об этом. Хотя в Коране, в суре «Мухаммад» (47), аят 15, перед описанием Рая сказано: «Притча о Рае (Саде)», по-арабски: «маслю-дджинати». Почему же такой «двойной стандарт»? На этот вопрос у критиков Ислама нет ответа, ибо вся их критика строилась на ложном представлении, что в Коране Рай описан с полным отождествлением упомянутых там предметов с теми, которые мы имеем в этой жизни. Как будто в этой жизни есть «вино, которое не пьянит», о котором говорится в притче о Рае. В этой жизни вином называется напиток, сделанный таким путем, что содержит в себе значительный процент спирта, который и пьянит человека. Если же напиток не содержит спирта — это уже не вино, а что-то другое, может быть, и напоминающее вино по вкусу, но иное.

 

Река из молока — какие коровы будут его давать, и как они будут жить под землей, откуда вытекает эта река? А река из меда из какого улья будет вытекать? Совершенно очевидно даже и без филологических познаний, что описания Рая в Коране являются притчей, как притчами являются и библейские уподобления Рая брачному пиру с заколотыми бычками и прочей домашней тварью.

 

Все, что в Коране написано о Рае, истинно, но описанные там предметы не таковы, какими мы их знаем в этой жизни: мы не знаем, что это будет за вино, «которое не пьянит», ибо в нашей этой жизни такого продукта нет, мы не знаем, что такое реки из молока и меда, что будут представлять из себя прислуживающие райским жителям девушки и юноши (и даже то, люди ли они, или же это видимые ангелы, или райские джины, или еще что-то?).

 

В Раю все будут бессмертными, а значит, не будут стареть, не будут иметь потребности в размножении, в обмене веществ, т. е. соответствующие функции организма отпадут. Они будут красивы и молоды и будут наслаждаться и духовно, и телесно, поскольку тело каждого человека воскреснет для вечной жизни. Вечное наслаждение тела райских жителей условно обозначено через созерцание красоты друг друга и через вкусные яства и напитки.

 

Рай «…простирается на весь простор неба и земли…» (Коран, 57:21). В хадисе, переданном Ибн Садом, Пророк говорил, что «Рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта». Мусульманская традиция говорит о том, что Рай многоступенен. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой, Пророк говорил, что «Рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет».

 

В хадисе, переданном Абу Разином аль-Укайли, говорится, что «у обитателей рая не будут рождаться дети» (Тирмизи, Джаннат 23 /2566). Этот хадис еще раз подтверждает приведенные выше аргументы в пользу того, что все, что будет происходить в Раю (и в Аду) нельзя понимать в привычном человеку земном понимании.

 

Райское блаженство или райский труд?

 

Но критики Ислама не останавливаются на этом: оказывается, Коран предуготовил в Раю блаженное безделие, а Библия якобы говорит о том, что в Раю тоже будут трудиться. При этом Ю. Максимов приводит образ райского города из книги «Апокалипсис» («Откровение» Иоанна) — последней книги Нового Завета. Город как символ творчества человеческого противопоставляется блаженству в сельской местности, среди фауны и флоры. Однако подробное ознакомление с книгой «Апокалипсис» показывает нам совершенно отличную от воззрений исламофобов картину.

 

Образ Рая в новозаветной книге «Апокалипсис»: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города, и ворот его, и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта... Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

 

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

 

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 21:10–27; 22:1–2).

 

Налицо подробное материальное описание города. Обращает на себя внимание то, что там будут плоды, значит, их будут есть, а листья дерев будут использоваться как лекарства! Последнее даже вызывает вопросы, поскольку болезней там как будто не должно быть. И уж совсем очевидный факт: древо жизни будет кормить и исцелять человечество чудесным образом, река одна, но тоже чудесная.

 

Ну, а где лучше жить — в мегаполисе, как привык Ю. Максимов, или же на природе, куда стремятся сегодня олигархи и политики, наверное, выберут сами райские жители, и советы антиисламских богословов им вряд ли понадобятся. Коран об этом говорит: «Они скажут: “Хвала Аллаху, Который дал нам правдивое обещание и позволил нам унаследовать райскую землю. Мы можем поселиться в Раю, где пожелаем. Как же прекрасна награда тружеников!”» (Коран, 39:74). Заметим, тружеников, а не бездельников!

 

А то, что райское блаженство ассоциируется у нынешних людей с отдыхом после тяжких трудов, так это вполне естественно, поэтому символически у иудеев один день в неделю — суббота — посвящен Богу и назван днем покоя, а у христиан его место заняло воскресенье, когда работать также запрещено, почему сначала этот день и назывался «не-делей» (когда ничего не делают). Разумеется, этот покой есть с-покойствие, пребывание в спокойном состоянии, не волнительном за свою и своих близких безопасность, жизнь, здоровье, пропитание. Это райское спокойствие противопоставляется здешним трудам, болезням, тяготам, лишениям, стрессам и нервотрепкам, но оно не означает состояния вообще ничегонеделания.

 

В хадисе, переданном Ибн Садом, Пророк дал определение состояния, в котором будут там пребывать праведники в Раю: «Вошедший туда достигнет благ, у него не будет больше никаких проблем и трудностей, будет пребывать там вечно, и его не постигнет смерть».

 

Будет ли Рай больше похож на апокалиптический мегаполис или на роскошные дворцы среди природы — об этом мы не имеем достоверных знаний ни из Корана, ни из предыдущих Писаний. И нет ни малейших оснований выставлять его в качестве фундаментального различия двух религий. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Аллах говорит: «Для праведных рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты». В соответствии с этим хадисом, все исламские ученые пришли к выводу о том, что все представления о Рае (а также об Аде), которые описаны в Коране и в исламской традиции, отражают лишь очень приблизительные представления об этих благах (или ужасах), истинная сущность которых сейчас непостижима и будет прояснена только после Дня Суда. Поэтому все представления об этом принимаются к сведению с оговоркой, что истинная сущность известна только Аллаху и будет прояснена позднее.

 

Продолжение. Начало

 

Али Вячеслав Полосин, Айдын Али-заде

Продолжение следует

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/teology/faith/11435/">ISLAMRF.RU: Образ Рая в Коране и в Библии (Часть 2)</a>