RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Кувейт и Россия: чему можно поучиться?

15.01.2008 15:44

Интересно, чему огромная Россия может научиться у маленького Кувейта? Оказывается, многие проблемы у нас общие: обилие нефти и Ислам, защита прав коренного населения и мигранты, верность старине и хай-тек…

    Уже более года в Кувейте живет и работает известный российский исламский мыслитель, доктор философии Али Вячеслав Полосин. Его беседы с культурологом Джаннатом Сергеем Маркусом начались еще во время их прогулок по песчаному берегу Персидского залива, а сейчас и мы присоединимся к ним под рокот прибоя и сухой шелест пальм.

— Вы прибыли в страну, о которой сравнительно мало знают в России. Что такое Кувейт начала XXI века?

— Кувейт как суверенная страна существует около полувека. В прошлом единое пространство Халифата распалось на множество составляющих, и рядом с большой Саудовской Аравией по побережью Персидского залива вытянулись цепочкой 5 маленьких государств, население каждого из которых не дотягивает до миллиона человек, но на территории которых весьма значительны запасы нефти.

    В Кувейте проживает  примерно 850 тысяч человек. Но рождаемость высокая, поэтому население быстро растет. Можно сказать, свалившиеся как в сказке на голову нефтедоллары превратили бедное побережье, заселенное рыбаками и охотниками за жемчугом, в современный технократический оазис с роскошными небоскребами, современными дворцами, великолепными автомагистралями, самым современным и модельным автопарком.

    Правда, не все авто — престижные иномарки, немало машин подержанных, побитых, и ездят в них иностранцы — индусы, пакистанцы, египтяне, палестинцы, филиппинцы. Иностранцев в стране — около 1,5 миллиона, т.е. намного больше, чем коренных жителей. В основном, они делятся на две группы: профессионалов, специалистов, которые обеспечивают функционирование кувейтской экономики и сферы управления, и обслуги, занятой низкооплачиваемой работой на частных хозяев.

    В первой группе — специалисты по нефти, по строительству (бурно ведущемуся), по технике, опытные врачи, преподаватели вузов и школ, практически — большая часть аппарата госучреждений (кроме начальственных постов, занимаемых кувейтянами). Здесь немало сирийцев, палестинцев, египтян, есть европейцы и американцы. Вся система работы министерств и аппарата правительства заимствована в Египте, и большинство служащих — египтяне, образовавшие свой клан. Зарплаты госслужащих по нашим меркам достаточно высокие — от тысячи долларов и выше, но при условии наличия высшего образования. Кувейтяне получают за ту же работу больше и имеют множество льгот. В частном секторе зарплаты низкие, и там пробиться к лучшей жизни непросто.

    Ко второй группе относятся неграмотные выходцы из того же Египта, Сирии, Пакистана, Индии Филиппин, Индонезии, Тайланда. В обычных домах «средних» кувейтян, как правило, 2–3 постоянно живущие филиппинки или индуски — служанки, шофер-индус на случай, если женщина сама не водит машину и некому поехать взять детей из школы (правда, большинство кувейтянок водит машины, и неплохо). Много индусок просто ходит убираться по квартирам за разовую плату 4–5 динар (300–400 рублей) за уборку всей квартиры в течение 4–5 часов.

    Для иностранцев Кувейт — не очень благоприятная страна. Гражданство получить практически невозможно (только через брак после нескольких лет проживания). Законы принимаются протекционистские по отношению к гражданам. Одно время зарплаты иностранцам не выплачивались по несколько месяцев, и странным образом обязанность Кадия выполнило вмешательство США, побудивших кувейтян принять закон, по которому в фиксированную дату ежемесячно работодатель обязан перечислить зарплату на счет работника, иначе — крупные штрафы.

    С одной стороны, это естественно, но с другой — такая политика, когда нет чувства меры и трезвого расчета, оборачивается противоположной стороной: в страну прекращаются инвестиции, не едут солидные компании, а едут только мошенники и проходимцы. В условиях, когда большинство населения страны само не работает, а работающие не являются пока профессионалами в своем деле, это ведет к застою.

    В Кувейте, в отличие от остальных монархий Залива, англичане оставили Конституцию, предусматривающую Парламент из 50 депутатов, принимающий законы и утверждающий бюджет. Это вынуждает правительство, самовластно назначаемое Эмиром, считаться с мнением большинства, проводить консультации. Но в условиях, когда правительство не формируется Парламентом, неизбежны кризисы в «согласованиях». Эмир имеет право распустить Парламент, но новый все равно должен утверждать бюджет.

    Поскольку население в стране маленькое, избирателей мало, а доходы от продажи нефти огромные, не составляет труда подкупить несколько тысяч избирателей, хотя на практике такие вопросы, кому быть депутатом, решаются между представителями крупных семейных кланов. Все это несколько напоминает римский Сенат периода монархии. Но есть и религиозные депутаты — в нынешнем Парламенте таковых 2/3, большинство от «Братьев-мусульман», самой распространенной и уважаемой тут организации, у которой никогда не было проблем с законом, несколько меньше у салафитов, есть и приверженцы суфизма. В целом политика во многом зависит от США, но после инсценировки с атакой «Аль-Кайеды» на США в 2001 году и последовавшего «крестового похода» Буша против мусульманских стран, правительство Кувейта ищет иные контакты.

— Насколько исламские принципы удается осуществлять в государственной, общественной, экономической и культурной жизни современного государства — или Кувейт держит Ислам лишь как идеологический символ, как реликвию прошлого?

— Есть явная зависимость от нефти, ставящая Кувейт в невыгодное положение в перспективе, ибо запасов нефти хватит лет на 20–30 (для сравнения: ОАЭ сумели развить торговлю, туризм и прочую индустрию настолько, что доход от нефти стал меньше половины их госбюджета). Тем не менее, у Кувейта есть чему поучиться в части распределения доходов от нефти. Во-первых, вся нефть принадлежит народу и распоряжается ею государство в интересах страны и народа, т.е условно скажем — налицо элемент социализма. Благодаря этому бесплатной является медицина (для всех) и образование (для кувейтян, религиозное образование может быть бесплатным и для иностранцев). Уровень медицины — высочайший.

    Во-вторых, государство дает простор частному бизнесу там, где необходимо умение и мастерство: строительство, продовольствие, торговля, банки и прочее, т.е. тут элементы капиталистического рынка со здоровой конкуренцией.

    В-третьих, эти два антагонистических компонента удивительным образом совмещены и устойчиво вживлены в одну систему управления благодаря религиозной традиции — Исламу, который объявляет все достояние людей собственностью Аллаха, а народ — пользователем. Причем народ должен очень бережно и, главное, справедливо распоряжаться полученным свыше достоянием. — Получается такой «исламский свободнорыночный социализм с человеческим лицом».

    Такое возможно только при жесткой доминанте в общественном сознании и, соответственно, в сознании правителей исламского принципа, без которого социалистический и капиталический компоненты немедля передрались бы друг с другом до уничтожения, по крайней мере, одного из них.

    Тем самым, Ислам является здесь живым и действенным фактором. Безусловно, Ислам является и фактором повседневной жизни всех жителей Кувейта. Здесь не нужно искать расписание намазов — азан из тысячи громкоговорителей звучит на всю страну, мечети или молитвенные залы на каждом шагу. В стране сотни мусульманских фондов и благотворительных организаций, финансирующих исламские проекты не только в Кувейте, но и в других странах, где материальное положение мусульман иное. При этом никого никто не принуждает. Среди иностранцев есть и христиане, и в Кувейте действуют церкви — католическая, коптская и протестантская, где по воскресеньям собирается множество верующих, в основном, коптов (египтян), индусов и филиппинцев. В декабре в магазинах продаются елки с христианскими «санта-клаусами».

    Но, конечно, не все в этой жизни гладко. Замечается и влияние западной масс-культуры: подростки с прическами, напоминающими голову какаду, девушки, предпочитающие хиджабу обтягивающие джинсы, дерганье молодежи под уродскую музыку и т.п. Но грех был всегда в жизни человечества и будет до конца этого света, а вот как общество через государство направляет жизнь своих членов, как воспитывает, какой вектор показывает молодежи — это самое главное. Там, где вектор указывает на праведность, но кто-то не следует ему, это его личный грех, но общество в целом здоровое, и большинство подрастающего поколения растет нормальными и полноценными людьми. А вот там, где вектор общественного мнения указывает подрастающему поколению в адскую бездну, там общество больно и смертельно заражает своих членов.

— Вы приступили к изучению арабского языка будучи человеком уже взрослым и имея опыт философа. Каковы Ваши впечатления от первых погружений в стихию этого языка, сделали ли Вы для себя какие-то открытия, помогающие по-новому взглянуть на тексты Священного Писания, Сунны, арабской философии?

— Я убедился в абсолютной неправильности и бесперспективности так называемого «буквального», «подстрочного» перевода текста Корана. Таким может быть только черновик, каковой и был у Крачковского. Грамматика арабского языка, его структура, формы глаголов, спряжения глаголов совершенно несимметричны современному русскому языку (со старорусским и славянским сходств больше). Если нет дательного падежа, а после любого предлога все имена ставятся в родительный падеж — как это можно «симметрично», «буквально» передать на русском языке, где 6 падежей?

    К сожалению, авторитетная в Средневековье каирская Академия «Аль-Азхар» потребовала от переводчиков на русский язык писать абсурдную с точки зрения русского языка фразу: «Перевод смыслов Корана». На самом деле русское слово «перевод» применительно к языкам описывается в словаре русского языка очень просто: «передача смысла». Получается, некие цензоры, не зная русского языка, требуют писать на нем «масло масляное» — «передача смысла смыслов». В противном случае они не дают признания переводу!

    Такого же рода буквалисты требуют от переводчиков на русский максимальной дословности и параллельности, которая невозможна по определению. И вот, следуя как бы дословно арабскому тексту, переводчики пишут: «О те, которые уверовали!». Но ведь в русском языке обращение всегда во втором лице — либо ты, либо вы. Не может быть обращения: «О, они, которые...». Однако ведь именно такое надругательство над русским языком и совершают переводчики на русский язык под влиянием иностранных буквалистов! Впрочем, и для переводчиков русский язык, как правило, не родной. Та же Академия «Аль-Азхар», где мерилом качества учености до сих пор считается не богословский авторитет Учителя, передавшего свои проверенные, истинные знания ученику, а количество шишек на лбу учащегося, поручила перевод краткого Тафсира… узбечке. По России гуляют массовые тиражи переводов, сделанных людьми, не являющимися носителями русского языка от рождения!

    На самом деле: «те, которые уверовали» во втором лице — это либо: «вы, которые уверовали», либо просто: «уверовавшие». То есть, самым близким по тексту и по смыслу является передача этого обращения: «О, уверовавшие!». Однако до такой простой фразы ни один из упомянутых переводчиков не додумался! Искусственно пытаться в русском языке выстроить симметрию грамматической конструкции совершенно иного языка, в котором вообще другие законы построения предложения, иное количество падежей, иные законы спряжения глаголов — нелепо и абсурдно. Стыдно за такое коверканье русской речи, тем более, когда речь идет о проповеди слова Аллаха, превелик Он и преславен!

— От имени читателей нашей газеты позвольте поздравить Вас с рождением дочери. Расскажите, пожалуйста, как в Кувейте построено обслуживание беременных, организована помощь при родах, есть ли какие-то сугубо исламские особенности?

— Спасибо. Отношение к материнству, отцовству и детству в арабских странах вообще, и в Кувейте в частности, разительно отличается от того, что видишь у нас дома. Уже в самолете можно наблюдать, как мать сидит и читает журнал, а малышом занимается отец — играет, забавляет малыша, учит его, при этом лица у обоих светятся счастьем.

    В Кувейте в каждом кафе, ресторане, магазине предусмотрены места для детей с красивыми игрушками и играми, специально выделенными служащими, в гипермаркетах — специальные комнаты. Во всех магазинах огромные отделы — одежда для детей, развивающие игры. Одежда со всего мира — английская, китайская, арабская — выбирай для своих наследников, что душа пожелает. Особенно большой ассортимент для девочек. Одетые во все это великолепие детишки выглядят очень красиво, видно, как о них заботятся. Цены на азиатские товары очень низкие, но и на европейские периодически бывают скидки, в том числе в Рамадан и перед Курбан-байрамом, получается в 2–3 раза дешевле, чем они стоят в Москве.

    В выходные, в праздники семьи отдыхают обязательно вместе. Страна обеспеченная, практически каждая семья имеет большой джип, и видишь, как по улицам мчится множество джипов, на передних сиденьях — родители, а на двух задних куча-мала резвящихся детишек.

    Государственный роддом создан наисовременнейшим образом за счет благотворительных пожертвований Эмира Кувейта. Лучшее в мире оборудование диагностирует пациентов моментально. Гигиена — труднопредставимая в наших условиях. Даже вложенные в корзины для мусора пакеты меняют каждый час. Что такое стафилококк, там и не слышали. Еду дают в стерильных пакетах, каждые 2 часа — горячее молоко, масло.

    В родильном отделении к каждой роженице прикреплена медсестра. Врачи — большей частью кувейтяне, профессионалы, мужчины (что, наверное, удивительно для тех, кто считает, что в мусульманской среде женщин обслуживают только врачи-женщины). А медсестры — разных национальностей. Роженица одета практически в хиджаб, деликатность максимальная.

    Врачи делают все, чтобы роды прошли естественным путем, к «кесареву сечению» прибегают в самых крайних случаях. Во время схваток и родов медперсонал морально поддерживает рожениц, разговаривает, успокаивает, читает Коран. После первого крика появившегося ребенка все присутствующие славят Аллаха.

    После родильного отделения мать помещают в палату, где занавесками отгорожены три зоны — для трех мам. К каждой палате прикреплена медсестра и санитарка. В соседнем зале — «инкубатор», где находятся детишки, которых носят к мамам по первому требованию, могут оставить и на ночь. Очень важно, что сразу же ребенка дают матери кормить молозивом, пока еще нет молока — молозиво, как нам объяснили, содержит ценнейшие элементы, формирующие иммунитет маленького человечка.

    Посещение родственников — в первый же день после родов. Я увидел дочку уже через 15 часов после ее рождения, прошептал ей на ушко азан, и она во время азана впервые открыла глазки. А на следующий день уже выписывают, если все в порядке (при «кесаревом сечении» продержат еще 2–3 дня в отдельной палате).

    За все это все граждане и все имеющие вид на жительство в Кувейте платят 2 динара, примерно 180 рублей, причем при выписке их возвращают в виде витаминов. А в целом за все медобслуживание те, кто временно живет в стране, платят медицинско-страховой взнос примерно 4 тысячи рублей в год. Некоторые кувейтянки предпочитают обращаться в частные клиники за коммерческую плату (примерно 1500–2000 долларов), однако уровень медицины там, как ни странно, хуже, имеет место рвачество, и сейчас все больше люди обращаются именно в государственный роддом.

    Все работающие в государственном роддоме имеют зарплаты в 3 раза больше, чем в частных клиниках, там работать очень престижно, большой конкурс. В общем, есть чему поучиться нашей стране, также богатой нефтью — национальный проект по демографии нуждается в некотором изучении успешного опыта других народов.

— Какими Вы видите перспективы российско-кувейтских взаимоотношений?

— Хотелось бы значительного улучшения этих отношений. На сегодня отравляет наши отношения тот факт, что Верховный суд РФ отнес к экстремистским организациям две кувейтские организации, которые успешно и мирно действуют в других странах. Однако в России некоторые, связанные с ними лица, осуществляли помощь национал-сепаратистам на Северном Кавказе, за что и пострадали эти организации. Думается, если бы они оказали помощь жителям Северного Кавказа, пострадавшим от военных действий, через официальные структуры власти, а также ясно и ответственно заявили о своих намерениях строить с Россией конструктивные отношения, то это помогло бы начать эти отношения «с чистого листа».

    В этом году летом Москву посещал вице-спикер Парламента Кувейта, встречался с руководством Госдумы и Совета Федерации. Он нанес визит и главе Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину. На этой встрече была официально поддержана идеология «васатыйи» — «умеренного пути» в Исламе, которая впервые внедрена в Кувейте усилиями шейха Юсуфа аль-Карадави, шейха Аисама Башира и первого замминистра по религии Кувейта доктора Аделя Фаляха. В Кувейте создан Международный центр по умеренности в Исламе.

    Эта идеология, не предлагая никаких противоестественных для Ислама реформ-нововведений, просто извлекает на свет Божий те исконные нормы Ислама, которые предназначены для мирного времени, в отличие от иных, которые предназначены для условий войны и которые многие по неведению считают единственно исламскими. Она предлагает гибко руководствоваться этими исконными нормами применительно к современным условиям, избегая крайностей и отвращая молодежь от юношеского максимализма, подпитываемого навязываемой извне идеологией радикалов. Идеология васатыйи способна примирить враждующие между собой группировки и течения, договорившись о главном — о взаимном отказе от экстремальных способов решения проблем и поиске мирных, договорных решений. Полагаю, что на этом пути российские и кувейтские мусульмане имеют богатое поле для полезного для обоих государств и народов сотрудничества.

 

15.01.08

"Медина аль-Ислам" № 49 (29 декабря 2007 - 4 января 2008)

Ссылки по теме: 

- Краткий взгляд на уходящий год

- О суданском шариате и не только

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/1184/">ISLAMRF.RU: Кувейт и Россия: чему можно поучиться?</a>