RSS | PDA | Архив   Четверг 8 Декабрь 2022 | 1433 х.
 

Рамиль Беляев: «Татары в Финляндии создали работоспособную модель исламского социума в немусульманской стране»

29.04.2011 15:50

В конце марта главный редактор газеты «Ислам минбаре» этнолог Дамир Хайретдинов посетил Финляндию по приглашению Хельсинкского университета. 25 марта он побывал в Татарской мусульманской общине Финляндии, где участвовал в пятничном джума­намазе, общался с членами данной общины и взял интервью у имама Рамиля Беляева, который любезно поделился новостями из жизни финских татар.http://islamrf.ru/editorial/?action=add-news

 

— Рамиль-­хазрат, ас­саляму алейкум! Прежде всего хотелось бы получить ваши комментарии относительно такого знакового события, как визит в Татарскую мусульманскую общину Финляндии президента Татарстана Рустама Минниханова. Просветите, пожалуйста, наших читателей: как часто финляндскую татарскую общину посещают руководители Татарстана — президенты, премьер­министры, официальные делегации из республики?

 

— Ва алейкум ас­салям! Конечно, нельзя сказать, что у нас часто бывают первые лица Татарстана. Так, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев был у нас в 1999 году. За 12 лет у нас, к сожалению, больше не было таких встреч здесь, на финской земле, и вот 24 марта этого года к нам приехал новый глава Татарстана Рустам Минниханов, визит которого стал знаменательным событием для нашей общины. Относительно официальных делегаций из Татарстана ситуация проще, потому что в Финляндии имеется представительство Татарстана по торгово?экономическим связям, которое выполняет функции не только торгового представительства, но и другие, например в области культуры. В Финляндию часто приезжают разные делегации из Татарстана, от министров до бизнесменов, и они регулярно бывают в гостях в нашей общине. Во время встреч и разговоров с ними мы налаживаем взаимовыгодное сотрудничество.

 

— Одним из крупных событий, которые происходили в жизни мусульман Финляндии в марте этого года, стало проведение в Хельсинки выставки Islam­Expo?2. Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии, тем более что ваша община являлась одним из организаторов выставки.

 

— Начнем с предыстории, а именно с организации в 2006 году по инициативе государства Мусульманского совета Финляндии (МСФ). Это было сделано с целью объединения разрозненных групп мусульман по всей стране. До 1991 года единственными представителями мусульманских народов и Ислама были татары. Этот этнос представлял мусульман перед финским правительством. Однако затем в Финляндию начали активно заселяться беженцы из разных стран, преимущественно из Сомали. Сегодняшние мусульмане Финляндии — это по большей части приезжие, представители разных этносов, идеологических течений, мазхабов. Возникнув, эти группы не вели друг с другом диалога и жили разрозненно. Создавались мусульманские общества, открывались молельные комнаты. В этих условиях перед государством назрела необходимость создать такую организацию, которая выступала бы от имени всех мусульман страны, в силу чего и появился МСФ.

 

Он призван оказывать помощь мусульманам в исполнении их религиозных обязанностей, в том числе и на бытовом уровне, а также проводить различные мероприятия. В 2009 году МСФ в первый раз провел выставку Islam­Expo, целью которой было в первую очередь ознакомление финского народа с Исламом через объективную призму. Не секрет, что в основном рядовые обыватели имеют превратное, ложное представление об Исламе, навеянное СМИ. Выставка же Islam­Expo?2 прошла с большим размахом, организаторы уже имели опыт проведения и поэтому постарались придать ей более серьезный масштаб. В частности, на этой выставке присутствовали бывший премьер­министр Финляндии Матти Ванханен, министр по делам миграции и европейских дел Астрид Турс, выступали многочисленные ученые и религиозные деятели, в том числе приглашенные из­за рубежа. Весьма отрадно, что на выставке было много молодежи.

 

Наша Татарская мусульманская община также являлась активным участником и организатором выставки. Так, мы приняли участие в работе секции, которая показывала успешный опыт адаптации и роста мусульман, проживающих в Европе, — ведь не секрет, что многие вчерашние мигранты не могут себя найти в европейском обществе в силу языкового и культурного барьеров и имеют имидж иждивенцев. В секции работали бизнесмены­мусульмане, в том числе Фазыля Насретдин, уроженка Финляндии, которая долгие годы работала логопедом и преуспела на этой стезе.

 

Я лично принял участие в работе секции «Спросите у имама», посвященной актуальным вопросам посетителей. Людей интересовали как рядовые вопросы, посвященные Исламу и взаимоотношениям с другими религиями, так и специфические — например, посвященные месту женщин в мусульманском обществе, форме женских платков и т. п. Несмотря на кажущуюся простоту, отвечать было нелегко, особенно с учетом того, что вопросы задавались на многих различных языках, — но по воле Аллаха все трудности были преодолены.

 

— Языковой барьер перед вами, как я понимаю, не стоит. Только что во время пятничной проповеди вы сделали объявление на 4 языках: татарском, английском, арабском и финском. Для чего вам нужно знание стольких языков, как это помогает в общении вам лично и вашей общине? Что стоит за вашим интеллектуальным ростом?

 

— Татарский — это мой рабочий язык, на котором я общаюсь ежеминутно. Одна из задач, стоявшая передо мной, — наладить и упрочить преподавание основ Ислама на татарском языке детям членов нашей общины. Это родной язык, и все члены Татарской общины Финляндии по мере сил стараются воспитывать своих детей на этом языке.

 

Финский язык нужен, поскольку это государственный язык в Финляндии, язык подавляющего большинства населения этой страны. К примеру, в нашу мечеть приходят на экскурсии школьники из разных образовательных учреждений, числом до 400 человек ежегодно, и они на протяжении часа слушают лекцию об Исламе. Разумеется, оптимальное в этой ситуации — рассказать им об Исламе лично, без переводчика. Кроме того, рядовые финны часто интересуются Исламом, и моя обязанность как мусульманина — объяснить им нашу религию.

 

Знание арабского языка для любого имама, на мой взгляд, прямая необходимость. Что же касается английского, это международный язык, и в наших условиях он крайне востребован, особенно с учетом многочисленных гостей из разных уголков земли, от Америки до Китая, которые посещают нашу мечеть.

 

— Я знаю, что вы пишете сейчас на английском языке свою докторскую диссертацию. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

 

— Спасибо за вопрос. В прошлом году я был принят в докторантуру Хельсинкского университета на отделение мировых культур факультета гуманитарных наук, где мы изучаем, помимо прочего, историю татар Финляндии. Это действительно весьма интересно — как небольшая община татар Финляндии смогла сохранить в полном объеме свою идентичность, как языковую и культурную, так и религиозную. Удивительно, но финские татары даже в быту сохранили свою культуру, в частности национальную кухню. Это отмечают все без исключения гости нашей общины, включая и вчерашнего гостя — президента Татарстана. Какие факторы этому способствовали? Именно эту проблему я и хотел бы осветить в своей научной работе.

 

— Вы изучали историю первых имамов Финляндии и заметили, что у них была необычная роль…

 

— Да, действительно, имамы не только являлись религиозными лидерами, но и способствовали социализации мусульманской общины. Они проводили политику огосударствления, если можно так сказать, рядовых последователей Ислама, занимались их культурным ростом. Это касается и военных имамов, которые опекали мусульман в Финляндии с 1820?х по 1907 год, и гражданских. Мне удалось составить перечень имамов в хронологическом порядке: Бикчентай Бикбов (1820?е — 1856), Ахмед­Сафа Бакиров (1857–1865), Изятулла Тимергалеев (1866–1907) и его сын Атаулла, который помогал захворавшему отцу с 1901 по 1907 год. Затем военное министерство России перестало оплачивать содержание военных имамов и молельной комнаты в Хельсинки, и тогда же здесь появился первый гражданский имам — Сямиулла Садри из с. Актуково Нижегородской губернии. В 1914 году его сменил приехавший из соседнего с. Рыбушкино Валиахмет Хаким, который духовно возглавлял общину до конца 1950?х гг. Именно с его помощью, можно сказать, и была «выстроена» современная татарская община Финляндии.

 

— После джума­намаза вы читали молитвы по умершим пожилым членам общины…

 

— Да, из жизни уходят члены татарской общины Финляндии, люди, которые внесли огромный вклад в формирование нашей общины. Сегодня мы провожаем в последний путь Абдуллу­эфенди Али, нашего почетного председателя, человека, отдавшего много сил и эгергии в работе общины. Именно в его руки Всевышний доверил строительство первого молельного дома в городе Хельсинки, в котором первый азан прозвучал 2 декабря 1960 года. Это здание и сегодня собирает единоверцев каждую пятницу. Пусть Аллах будет доволен им. Для нас это невосполнимая потеря. Наша обязанность сегодня — достойно и грамотно продолжать начатую работу такими талантливыми людьми, призывать молодежь к активной общинной жизни.

 

— Спасибо вам за ваши подробные ответы.

 

— Спасибо вам, и в заключение я хотел бы пожелать моим единоверцам в Российской Федерации единства и совместного интеллектуального роста. Поверьте, 20?миллионная умма — это огромная сила. И если здесь, в Финляндии, всего 600–700 членов татарской общины смогли создать работоспособную модель исламского социума в немусульманской стране, то российские мусульмане могли бы достичь несравненно более значимых результатов, работая рука об руку. Мир вам и благословение Всевышнего Аллаха.

 

Пресс-служба Духовного управления мусульман Европейской части России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/15885/">ISLAMRF.RU: Рамиль Беляев: «Татары в Финляндии создали работоспособную модель исламского социума в немусульманской стране»</a>