RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Муфтий Египта: между шиитами и суннитами в "низах" пролегает огромная пропасть

13.01.2012 15:13

Предлагаем вашему вниманию интервью с верховным муфтием Египта Али Гомаа. Он является одним из самых влиятельных религиозных деятелей не только в своей стране, но во всем арабском мире. После кончины Мухаммеда Сайеда Тантави эксперты называли Али Гомаа наиболее вероятной кандидатурой на пост шейха университета Аль-Азхар, поскольку он считается самым влиятельным богословом страны, которого нередко именуют «одним из самых уважаемых законодателей суннитского мира». Кроме того, муфтий известен своими умеренными взглядами и имеет репутацию современно мыслящего ученого

 

- С изменением времени и места меняются и фетвы. В чем причина таких изменений?

 

- Фетвы меняются, исходя из четырех аспектов: время, место, люди и положение. Главная причина, которая заставляет муфтиев менять содержание фетв, - это изменение положения. В действительности суждение не подвергается изменениям, но реальность, относительно которой вынесена фетва, уже не та реальность, относительно которой была принята фетва в прошлом. То, что актуально здесь, не актуально там. Поэтому фетвы постоянно должны меняться, так как принять фетву в отношении положения, которое уже не считается актуальным, неправильно. Потому и традиции меняются.

 

- Ученые придерживаются разных точек зрения относительно одного определенного вопроса. Не вступают ли их фетвы в противоречие?

 

- До сих пор в фетвах противоречия не возникали. К сожалению, в последнее время средства массовой информации публикуют фетвы, не придерживаясь определенных условий и зачастую не вникая в ее смысл. Журналисты, как только находят в фетвах различие во мнениях, которое допускает шариат, начинают полагать, что фетвы противоречат друг другу, тогда как они во всех своих пунктах совпадают. Это нужно рассматривать как широту и милость со стороны Господа миров. Доводы шариата основываются на предположении, которое допускает различные мнения, как и их восприятие. Поэтому суждения от ученого к ученому различаются.

 

- Про вас говорят, что вы современный муфтий. Это является похвалой в ваш адрес или упреком?

 

- Современный муфтий – это скорее похвала, нежели упрек. Я не против, чтоб меня так называли, так как муфтий должен отвечать вызовам времени и первым воспринимать происходящие события.

 

- Сближение мазхабов занимает умы многих мусульман. Каким образом можно осуществить это сближение?

 

- Призыв сблизить мазхабы прозвучал в Египте еще в 1949 году. Исламская умма – одна, все ее представители во время молитвы обращают свои взоры в сторону Каабы. Все мусульмане имеют единую киблу, следуют за единым Пророком (мир ему), руководствуются единым Кораном, соблюдают единый пост во время месяца Рамадан. Любые расколы и раздробления не служат интересам мусульман как в настоящий момент, так и в будущем. Единство необходимо для того, чтобы наша умма продолжала существовать с одной стороны, смогла постоять за себя и принимала активное участие в развитии человечества с другой.

 

Опыт Египта в сближении разных мазхабов на уровне элит бесценен. К сожалению, механизмы осуществленного опыта не были доведены до уровня масс, поэтому между шиитами и суннитами в  "низах" пролегает огромная пропасть. Это отчасти произошло из-за несправедливой политики, из-за заигрывания со сложившимися религиозными традициями между представителями шиизма и суннизма.

 

Нашей нации, шиитам и суннитам, необходимо преодолеть разногласия, вернуться к основам, объединиться, а представителям элиты рассказать народу о своем опыте, изменить устоявшуюся культуру, обеспечить баланс между различным мазхабами ислама. Элита способна это сделать, так как они уже осуществили сближение на своем уровне.

 

- Призрак религиозной провокации уже витает над некоторыми арабскими государствами. Как можно, по вашему мнению, решить данную проблему?

 

- Решение проблемы должно осуществляться правильно, посредством обеспечения правильного гражданства, то есть все граждане должны быть равны перед законом, иметь одинаковые права и обязанности. Гражданство, к которому я призываю, означает отсутствие между гражданами религиозного, расового, социального и других видов превосходства.

 

- Насколько религия и политика взаимосвязаны между собой?

 

- Религия регулирует все стороны уммы, в том числе политику. Что касается фракционной политики, то ислам никакого отношения к ней не имеет, так как положения шариата, касающиеся данной политики, меняются с изменением места и времени.

 

- Мы не перестаем призывать другую сторону к диалогу, несмотря на то, что она может и не признать его. Так, каким же образом в таких случаях можно осуществить взаимодействие?

 

- Ислам допускает культурный плюрализм среди представителей одного общества и призывает к установлению диалога между носителями различных культур и цивилизаций. Мирное сосуществование, обеспечение в обществе безопасности и спокойствия были и остаются отличительной чертой исламской цивилизации на протяжении веков. Я призываю начать диалог между нами, основываясь на научных достижениях. Диалог и сближение из теоретической плоскости перейдут в практическую, которая затем затронет и широкие массы.

 

Кроме того, ислам отвергает идею борьбы. Все религии призывают к высоким ценностям, провозглашают любовь, мир, толерантность, умеренность, борьбу с радикализмом и всем тем, что приводит к терроризму и столкновениям. Вот что нужно подчеркивать при ведении диалога, основанного на взаимоуважении.

 

- Как вы полагаете, призыв на установлениедиалога найдет отклик?

 

- Мы начали усваивать этику спора и применять его на практике. Мы желаем, чтобы она также присутствовала в решении вопросов религиозного характера, особенно тех, которые представлены широкой общественности. Также мы желаем, чтобы стороны соблюдали кодекс чести – писатель или критик в своих трудах руководствовались высокими этическими принципами, а не переходили на оскорбление оппонента. Пример подобного высокого идеала мы встречаем в словах Пророка (мир ему) «Аллах любит высокие дела». Если мы возьмем высокий нрав нашего пророка Мухаммеда (мир ему), то увидим, что он не ругался, не проклинал, не сквернословил, не употреблял порочащие слова. Аллах запретил нам насмехаться над людьми – это ?ничего не дает, наоборот, только ранит человека. Стороны при ведении диалога должны избегать подобных вещей.

 

- Религиозный дискурс оказывается постоянной темой дискуссий в свете последних событий в исламском мире, в особенности в арабских странах. Эти события привели к тому, что некоторые стали призывать изменить религиозный дискурс, чтобы он отвечал требованиям времени. Как это происходит?

 

- Согласно исламскому шариату обновление считается одной из милостей Аллаха. Более того, обновление необходимо. Оно является милостью Всевышнего по отношению к исламской нации. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «В начале каждого столетия Аллах посылает данной умме человека, который обновляет ее религию».

 

Обновление религиозного дискурса присутствует в данный момент и имело место в течение всей истории ислама. Каждый раз оно совершалось, исходя из требований своего времени, сложившихся ситуаций, имевшихся средств. Благодаря обновлению религия оставалась актуальной и востребованной во все времена и везде. Ксожалению,в последнее время термин «обновление» у многих людей, придерживающихся традиций, ассоциируется с чем-то негативным. По их мнению, обновление значит освобождение от норм шариата или расхождение с мнением ученых. Некоторые считают, что обновление – это не более чем отход от норм шариата по причине предрассудков или интересов личного характера.

 

Чтобы покончить со страхом в душах этих людей, я заявляю,?что слово «обновление» присутствует в Коране и сунне Пророка (мир ему) и означает «послание», «возрождение», «воскрешение», а не «создание» или «творение». Это подтверждается опытом многих исламских ученых на протяжении истории. Что касается обновления религиозного дискурса, то оно подразумевает обновление стандартов и средств, при помощи которых мы демонстрируем исламский фикх, его законодательные и цивилизационные составляющие.

 

- Как можно возродить призыв, подготовить компетентных проповедников? Как вы считаете?

 

Слово - это семя, сеешь и начинаешь пожинать плоды. Питают это семя искренность и ясность взгляда, благодаря которым также возможно возрождение призыва. Если проповедник желает стать компетентным, он должен постоянно принимать участие в тренингах, упражняться, читать книги, повторять их. Кроме того, он обязан жить в ногу со временем, быть сведущим о том, что происходит вокруг него, знать под что подстраиваться и что не противоречит шариату.

 

- Проблема мусульманской женщины занимает умы Запада, которые утверждают, что якобы ислам притесняет ее. Как вы прокомментируете подобное утверждение?

 

- Проблема женщины в исламское общество привнесена с Запада, где она приобрела современные свои черты в ответ на факты притеснения женщины в темные века. Мы, мусульмане, постоянно призываем дать женщине свободу, несмотря на то, что по исламу она изначально обладает свободой в самом правильном смысле ?этого слова. Удивительно то, что проблема свободы упирается в отношения между полами. Это приводит к бесконечным спорам и дискуссиям в обществе, отвлекает внимание людей от основных, реальных проблем, становится камнем преткновения на пути развития общества.

 

Ислам смотрит на отношения между полами с двух точек зрения: первая точка зрения – единство сотворения. В Коране говорится, что мужчина и женщина созданы вместе из одной субстанции. Вторая точка зрения – равенство, так как мужчина и женщина - почтенные существа, сотворенные из одной субстанции. Это предполагает равенство между полами как перед Аллахом, так и перед самим собой.

 

- Как покончить с пытками в отношении пленных и заключенных в арабских государствах?

 

- Это явление по всем стандартам идет в разрез с учением ислама как на уровне отдельного человека, так и всего общества. Пророк (мир ему) призывает укреплять узы родства, отдавать должное ценности прощения. Последнее является самым верным средством на пути осуществления доброты, дружелюбия и сотрудничества, которые помогут положить конец насилию в семье и жизни в целом, а также воспитывать подрастающее поколении в рамках упомянутых ценностей. Жизненные неурядицы возникают в связи с шумихой, ропотом, быстрым темпом нашего повседневного существования, ограничением себя в одежде. Все это негативно влияет на нашу нервную систему. Политические, экономические и социальные проблемы общества стали причиной разрушения института семьи, плохого воспитания, возникновения насилия в семье.

 

Решение проблемы кроется в правильном воспитании, которое не должно ограничиваться одним образованием и школой. Также необходимо, чтобы в этом процессе участвовали СМИ – работали над формированием правильной культуры в обществе, которая гарантировала бы безопасность и стабильность. Такая деятельность требует большего внимания.

 

- Многие вас называют суфием. Это вам импонирует?

 

- Конечно, носить имя суфия мне нравится, несмотря на большое количество нападок на суфизм в результате отклонения этого направления в исламе от первоначальной своей цели и подлинного значения. Данный термин каждый человек воспринимает по-своему. Я же считаю, что суфизм – это чистота, суфий означает человека с чистым сердцем, который поклоняется Аллаху так, как будто он Его видит. Он также отказывается от всего скверного, руководствуется только правильным. Суфизм воспитывает человека, далекого от зла, зависти и высокомерия, чувствующего везде, в каждом своем поступке присутствие Аллаха. Кроме того, суфий полезен для своего общества, борется с террором и преступностью. В конце отмечу, что большинство египтян принадлежат к тем или иным тарикатам.

 

"Аль-Халидж"

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/19880/">ISLAMRF.RU: Муфтий Египта: между шиитами и суннитами в "низах" пролегает огромная пропасть</a>