RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Знакомьтесь: Айнура Болджурова - молодой исламский экономист из Киргизии!

27.05.2008 14:12

В новой столице Казахстана Астане с 13 по 15 мая 2008 года прошла международная научно-практическая конференция «Ислам: тенденции и перспективы развития в XXI веке». Организатором выступил Центр исламской экономики и права, недавно учреждённый при КазГЮУ - Казахском гуманитарно-юридическом университете.

Айнура Болджурова получает дары от профессора Канапии Габдуллиной в АстанеСреди многих гостей из-за рубежа особо выделялась молодая дама из Киргизии. Это оказалась Айнура Болджурова – аспирант Бишкекского гуманитарного университета, сделавшая доклад на очень специальную и не всем понятную тему «Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива ссудному проценту». Я же решил порасспросить её о делах более простых: чем живёт ныне молодёжь её страны, и как вообще она видит мир сегодня?

- Вы молодой специалист по исламским финансам, живущий в Бишкеке. В советское время невероятно было представить, что в Киргизии будут такие профессионалы, да ещё в такой сфере. Как Вы пришли к этому, где учились и почему избрали специализацию по исламской экономике?

- Во-первых: я – экономист, который любит свою работу, наверное, в наше время смешно об этом говорить, но это так. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю: «Экономлю чужие деньги». Как известно, экономисты и финансисты - одни из самых прагматичных людей (в силу своего рода деятельности) и их очень трудно убедить рисковать из-за сомнительных или экзотических проектов. И я не была исключением из этого правила.

Но мои духовные поиски на протяжении всей жизни привели к тому, что меня стало интересовать всё, что связано с Исламом. Однако самым большим открытием для меня стал тот факт, что требования Ислама в экономической деятельности никак не противоречат нашей с вами действительности, а также требованиям рыночной экономики (не считая конечно самых крайних и потому отвратительных форм экономики «дикого Запада»).  Логичность, последовательность и справедливость требований мусульманского права в бизнесе обезоруживают любого мало-мальски заинтересованного в этом вопросе человека.

Так, в результате самостоятельного изучения и поисков ответов на возникающие вопросы, две мои большие привязанности, как любимая специальность и духовная жизнь пришли в гармонию, положив начало новой деятельности, то есть исследованиям в сфере исламской экономической модели, в том числе и исламского финансирования.        

- Мы познакомились с Вами на международной конференции в Астане. Что она дала Вам?

- Как и любое собрание такого рода, в первую очередь конференция даёт возможность узнать больше о некоторых вещах, в которых ты не силён или вообще чего-то не знаешь. Как сказала одна моя знакомая, «Конференция - это праздник науки» - отлично сказано!

 На мой взгляд, особую ценность конференции в Астане придало то, что её организаторы попытались поднять вопросы, всесторонне изучающие Ислам. Но как для человека, пытающегося глубже исследовать эту тему и потому находящегося в поисках решения вопросов концепции исламской экономики, круг рассматриваемых вопросов на этой конференции не совсем смог удовлетворить мой «голод» к знаниям в этом вопросе. И потому, на мой субъективный взгляд, всё-таки на конференции была попытка поднять эти вопросы, но не исследовать и серьёзно обсуждать их. То есть была некая констатация фактов и научных исследований.          Безусловно, это не касается некоторых ярких и достаточно содержательных выступлений докладчиков, вызвавших бурные дискуссии и в кулуарах. Однако это мнение ни в коей мере не умаляет важности самой конференции, показавшей то, что вопросы, считавшиеся ещё в недавнем прошлом закрытыми или как минимум диверсионными, свободно и спокойно обсуждаются на столь значительном научном уровне. Это вселяет надежду с одной стороны, но с другой - подвигает на более требовательное отношение к собственной исследовательской деятельности.             

- А каковы впечатления от новой столицы Казахстана Астаны?

- Если убрать небольшую помпезность из разговоров о новой столице Казахстана, мне стали очень симпатичны сами астанчане – люди в большинстве своём спокойные, приземлённые и нехвастливые. Возможно, отдалённость от южных районов Казахстана, а также относительная территориальная близость с российскими землями, отдалили их (жителей Астаны) от присущей большинству азиатских народов восточной угодливости, а значит и бахвальства. Поэтому, не считая относительной дороговизны жизни, в целом, в Астане  люди на меня произвели достаточно приятное впечатление. 

Айнура Болджурова на конференции в Астане, май 2008 года- Судя по русскоязычным СМИ, жизнь в Киргизии просто чудовищна. В государственной сфере царит хаос, экономика на спаде, большая часть активного населения, прежде всего мужчин, вынуждена стать гастарбайтерами в Казахстане и России, люди перешли на натуральное хозяйство, всерьёз обсуждается вопрос легализации проституции... Ваши комментарии как очевидца: всё это действительно так?

- Говорить, что это не так, будет не совсем верным. Безусловно, перечисленные факты имеют место. Но мне бы хотелось вот о чём сказать.

В финансировании есть термин «проблемные кредиты» - это те кредиты, которые потенциально представляют некую опасность для финансового учреждения относительно возвратности кредитованных средств. В нормально работающем и правильно управляемом финансовом учреждении они, как правило, составляют 5-8%. Это вопросы, которые менеджерской группе необходимо решать вовремя. Но, если они начнут говорить только об этих кредитах и всю деятельность направят только на их искоренение, то для этого финансового института может наступить вероятность полной остановки в развитии. Хотя, безусловно, ваших конкурентов это сильно заинтересует.

Так вот, не будет ли благоразумнее находить пути совместного и плодотворного продвижения вперёд, решая возникающие вопросы в соответствии с их значимостью, а не застревать на «проблемных кредитах»? Всё-таки 5-8% - это ещё не вся стратегия и цель для данного института.

Так и жизнь в Кыргызстане: несмотря на всю пессимистичность прогнозов «доброжелателей» моей страны, жизнь здесь бурлит. Думаю, известен факт, сколь важна роль СМИ в формировании нужного образа для потребителей информации. Я могу гордиться своим свободолюбивым народом. У нас есть масса хороших достижений, о которых возможно, не очень хочется говорить, но которые дают хорошие предпосылки для уверенности.     

- Ислам в Киргизии... кто-то определяет как поверхностный, как позднюю добавку к коренной культуре киргизов, для которых кочевой образ жизни и свойственный ему шаманизм (тенгрианство) более естественны... Вы согласны с этим?

- В любом случае, как и ко всем народам, в том числе и арабским, Ислам, так или иначе, пришёл как «добавка к коренной культуре» этих народов, но никто не говорит, например, о поверхностной вере у мусульман Малайзии или Пакистана, Египта или Боснии. И кочевой или оседлый образ жизни вряд ли смог бы повлиять на вероисповедание, как если бы все оседлые индусы потенциально могли бы стать последователями веры в Единого Бога. Думаю здесь вопрос необходимо рассматривать в другом контексте.

В настоящее время Ислам в Кыргызстане имеет тенденцию развития, которая отличается не только количественными характеристиками, но и качественными, если здесь уместно об этом говорить. Речь идёт о возрастных параметрах. То есть, если в 1990-ые годы это были люди в возрасте от 50 лет и старше, то на сегодняшний день этот контингент сильно помолодел.            Примечательно, что Ислам сильнее и быстрее распространяется среди городского населения, в частности, среди молодёжи в наиболее трудоспособном возрасте (17-45 лет). В этом не трудно убедиться, проезжая мимо мечетей Бишкека или страны по пятницам. Для демографов эта информация может дать пищу для размышлений. В таком возрасте, как правило, люди самостоятельно выбирают наиболее естественный и потому приемлемый для них образ жизни. И если при возможности выбора (а она действительно существует), люди выбирают веру и поклонение Единому Аллаху, а не в высосанную из пальца и малопонятную языческую идеологию, то надо понимать, что для них более естественно.

То есть выбор происходит совершенно осознанный и подчёркиваю - свободный. И все потуги небольшой кучки защитников «небес» о якобы природной, а потому «кровной» принадлежности кыргызов идолопоклонству в практике жизни разбиваются о скалы реальности. Как видите, меня как приземлённого экономиста-практика убеждают более факты, чем мутные воды гипотез и необоснованных предположений. 

- Вернёмся к Вашей профессиональной теме. Каковы перспективы развития исламских форм экономики в Киргизии?

- Когда речь идёт о практике исламской экономической модели (ИЭМ), то одним из самых распространённых заблуждений является противопоставление её нынешней рыночной системе. На деле, требования ИЭМ не страшнее и экзотичнее того, что мы привыкли слышать и видеть. Безусловно, есть некоторые особенности, которые уточняют или конкретизируют эти требования.   Например, такой термин как «гарар», означающий «неопределённость, обман или чрезмерный риск, который может потенциально содержаться в сделке». По сути, в рыночных отношениях любая из сторон сделки будет стремиться приложить все усилия, чтобы минимизировать все моменты гарара и это естественно. Однако с точки зрения мусульманского права понятие гарара имеет более строгие и обоснованные ограничения, аргументируемые возможным нарушением доброжелательных и доверительных отношений между участниками сделки. А это с точки зрения ИЭМ более существенный довод, чем безоглядное стремление к максимизации прибыли. То есть этическая составляющая этой модели имеет большое значение.

По большому счёту, к нашим знаниям о классической экономике добавляются, уточняются и конкретизируются некоторые требования ИЭМ, но и они адекватны для восприятия и понимания современным человеком. Не говоря уже об адекватности и экономической привлекательности исламского финансирования как альтернативы существующей финансовой системе, практических примеров которой уже достаточно во всём мире. В связи с вышесказанным, думаю, что потенциал ИЭМ серьёзен для того, чтобы говорить о возможности его использования в повседневной жизни и не только в Кыргызстане.

К тому же, как известно, последователи Ислама ассоциируют религиозные требования не только как методы поклонения, но и образ жизни. А экономическая составляющая нашей жизни, как известно, играет значительную роль в мировосприятии окружающей действительности. 

- Каково сейчас в Кыргызстане отношение к России и к русским, проживающим в стране?

- Учитывая наличие большого процента русскоговорящих людей (в том числе и бОльшей части урбанизированных кыргызов), в Кыргызстане интерес к России, как к наиболее приемлемому и исторически сложившемуся партнёру, вряд ли уменьшится в ближайшие годы. Оснований для такого мнения много. Думаю, наиболее важные из них это: историческая память, относительная общность социального развития (из социалистического строя в капитализм), а также относительная схожесть менталитетов наших народов.

К тому же особой и, на мой взгляд, одной из позитивных характеристик кыргызов, является необыкновенная терпеливость и толерантность. Кыргызы практически не страдают ксенофобией. Как показывает печальная практика последних лет, в наше время это достаточно важно.

Что касается моих русских соотечественников, то я не думаю, что им здесь живётся хуже, чем представителям других национальностей. Другое дело, что успехи в экономической жизни их исторической родины подвигают их на то, чтобы переселяться туда. Это естественно, как естественно то, что многие россияне переселяются жить и в дальнее Зарубежье. Меня, как человека выросшего среди большого количества русских сограждан, безусловно, трогает, что многие мои друзья, соседи и одноклассники уже граждане другой страны. Но, видимо это ещё один этап развития истории нашей родины, как говорят «объективная реальность».         

- Каким Вы видите будущее своей Родины?

- Уверенным. Несмотря на все истошные завывания «друзей» и откровенных врагов.

Я вижу, как трудно сейчас современной молодёжи делать выбор между обманчиво сияющей и привнесённой извне гламурной (читай «пустой») жизнью и рациональной, самодостаточной, душевно гармоничной и осознанной жизнью, предписанной Творцом. Милость Аллаха Велика! Мы все сегодня являемся свидетелями такого выбора, который, АльхадулиЛлахи! всё больше и больше останавливается на втором.

К тому же, кыргызы – это достаточно древний народ, который чтит и уважает образованных людей. По оценке Всемирного банка в настоящее время уровень образованности населения Кыргызстана - 97%. Если это кого-то не впечатлит, то я скажу, что у кыргызов, даже живущих в далёких горных селениях, родители, по получении детьми среднего образования, стараются собрать все средства, чтобы дать им высшее образование.

Могу привести и такой аргумент: по данным исследований Исламского Банка Развития, Кыргызстан занимает второе место по уровню оснащённости IT технологиями среди всех мусульманских стран-участниц ИБР. А теперь вопрос: «Разве не с таким народом будущее?» АльхамдулиЛлахи!

Джаннат Сергей Маркус,

Астана-Москва-Бишкек

На фото:

Айнура Болджурова получает дары от профессора Канапии Габдуллиной в Астане

Айнура Болджурова на конференции в Астане, май 2008 года

Фото Оргкомитета конференции в КазГЮУ

Ссылки по теме:

В канун визита Медведева в Астану создана тугра Президента Назарбаева

Казахстан заявил проект «Интеллектуальная нация - 2020»

В Казахстане заработает ''Учебное ТВ''

Мусульмане России в Казахстане: на пути к Евразийскому Исламу

27.05.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/3013/">ISLAMRF.RU: Знакомьтесь: Айнура Болджурова - молодой исламский экономист из Киргизии!</a>