RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Доктор Салах Ад-Дин Куфтару: Помогать друг другу в том, в чем мы согласны, и находить оправдание друг к другу там, где имеем разногласия

02.03.2009 13:24

Предлагаем вашему вниманию продолжение интервью с ректором университета Абу Нур доктором Салах Ад-Дином Куфтару.  

 

— В чем, на ваш взгляд, состоит основная проблема нашей уммы сегодня? Ведь, казалось бы, она обладает и материальными, и интеллектуальными ресурсами. Почему же мы находимся в таком незавидном положении?

 

— Первое: Иман.

 

Я утверждаю, что на исламскую умму сегодня оказывается большое давление. Она стоит перед вызовом. Мы не сможем преодолеть этот этап пока не поймем аят: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят свои помыслы.» (13:11; пер. Н.О. Османова).

 

Исламская умма отдалилась от моральных ценностей и духовного воспитания, забыла о поддержании хороших отношений как между собой, так и с другими. Это способствовало ее упадку, деградации и привело к настоящему угнетенному состоянию. Как же мы можем вернуть свое былое положение?

 

Чтобы восстановить свое положение и укрепить умму, нужно возвратиться к иману и возродить нравственные ценности.

 

Однако о каком имане идет речь? К сожалению, сегодня мы сами разделяем ислам на группы, на национальности и школы. Нашему нынешнему положению поможет положить конец то, что имел ввиду посланник Аллаха (мир ему) в своем хадисе: «Я оставил вам нечто, и если будете держаться этого, то никогда не впадете в заблуждение — это Книга Аллаха и моя сунна».

 

Один из аятов призывает нас к тому, чтобы мы были передовой уммой, лучшей среди всех народов. «O  тe,  кoтopыe  yвepoвaли!  Oтвeчaйтe   Aллaxy и пocлaнникy, кoгдa oн вac пpизывaeт к тoмy, чтo вac oживляeт…» (9:24; пер. И.Ю. Крачковского). Мы нуждаемся в возрождении и должны вновь отыскать наш путь к вере. Нам необходимо заложить основы для возвращения главенствующего положения нашей уммы, механизмы ее развития и прогресса.

 

А прийти к этому следует посредством подтверждения и вместе с тем обновления как «фикха меньшинств» (фикх аль-акаллият — исламское право, разработанное в прошлом веке для мусульманских диаспор, живущих в западных странах по местным законам — прим. IslamRF), так и основного фикха. (фикх аль-аулявият — основное исламское право — прим. IslamRF): облегчать, а не затруднять. Пророк (мир ему) сказал: «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не огорчайте».

 

Религиозным авторитетам, школам, вузам, мусульманским ученым и проповедникам необходимо сотрудничать на основе взаимопомощи. Один из предшественников заметил: «Помогайте друг другу в том, в чем вы согласны друг с другом, и находите друг другу оправдание там, где у вас имеются разногласия». А когда мы говорим: «Это — суннит, это — шиит, это — суфий, а это — салафит», то мы занимаемся самоуничтожением.

 

Наш Господь сказал: «Oн нaзвaл вac мycyльмaнaми paньшe...» (22:78; пер. И.Ю. Крачковского). Пусть каждый останется тем, кто он есть: суннит суннитом, шиит шиитом, суфий суфием, а салафит салафитом. Давайте объединимся в любви, взаимопомощи и умеренности ради развития нашей уммы, нашего народа и нашего общества.

Второе: Экономика.

 

Разница в том, что у нас есть деньги, а у них (у западных стран — прим. перев.), кроме денег, есть еще и энтузиазм. Кроме того, мы не любим работать. На религиозном, политическом и экономическом уровнях у нас нет взаимодействия, а это — показатель способностей любой общины. В Коране сказано: « И пoмoгaйтe oдни  дpyгим в блaгoчecтии и бoгoбoязнeннocти...» (5:2; пер. И.Ю. Крачковского).

 

Какой прок от материальных ресурсов, если они полезны только в одном регионе и не охватывают все территории мусульман?! В странах залива — несметное богатство, а в Судане царит бедность…

Богатство — это не цель, а средство развития. Если оно не используется в необходимых целях — для знания и общественного развития — какая от него польза?! Чтобы все вложить в рынок, а потом все внезапно потерять во время внезапного кризиса, как это произошло в последнее время?!

 

Это богатство надо правильно использовать. Наилучший путь — распространить его на всех людей, разрабатывать технологии, развивать промышленность и поднимать сельское хозяйство.

 

Необходимо выработать и реализовать нормальную методику для сотрудничества и рационального использования ресурсов. Следует также понимать, что «корона» богатства — это знание (не только знание исламских наук)!

 

У нас есть два хороших примера — это Малайзия и Турция, которые хорошо развиваются не только в экономическом плане, но и на всех уровнях, даже в плане свободы человеческой личности. Все мусульманские общества должны настаивать на право человека на свободу во всех сферах.

 

Для того, чтобы справиться со всеми этими задачами нужны деньги, которые должны быть извлечены из банков и потрачены на нужды мусульманской уммы.

 

— Какой совет Вы бы дали исламским проповедникам?

 

— Во-первых, как сказал Аллах Всевышний в Коране: «Был для вac в пocлaнникe Aллaxa xopoший пpимep...» (33:21; пер. И.Ю. Крачковского).

 

Его поведение и нрав — это Коран. А Коран — это милосердие для всех людей и всех миров. В Коране не сказано «ты был справедливостью», а  «ты — милосердие», как и не сказано «для мусульман», а — «для всех миров».

 

Образ проповедника в Коране — это образ призывающего к милосердию.

 

Придерживаться пути Пророка (мир ему) везде и во всем: в отношении членов собственной семьи, друзей и всех людей...


Проповедник обязан своими поступками воплощать это в жизнь. Эти поступки должны быть продиктованы его сердцем и мышлением, а не оставаться простыми словами. «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Пoчeмy вы гoвopитe тo, чeгo нe дeлaeтe? Beликa нeнaвиcть  y Aллaxa зa  тo, чтo вы  гoвopитe тo, чeгo нe дeлaeтe» (61:2,3; пер. И.Ю. Крачковского).

В таком случае его будет сопровождать успех (букв.: он будет на коне — прим. перев.). Главное быть искренним в своих делах. Тогда, рано или поздно, он преуспеет.

 

Я не нуждаюсь во множестве проектов и разных программ, а только в том, что исходит от моего сердца, является плодом моих мыслей и переживаний.  

 

Внешнее же проявление — это приятные слова, улыбка, и любовь ко всем людям со всем многообразием их убеждений и ценностей. Ислам предназначен не только для одних арабов Аравийского полуострова, а послание всему миру.

 

Как сказано во многих хадисах, «этот призыв дойдет до самых отдаленных уголков, куда доходит день и ночь».

 

Как дошел ислам до Юго-Восточной Азии? Мусульмане проповедовали его там только через добрые слова и проявляли хорошее отношение к людям! Если начать обвинять людей в безверии и создавать чрезмерные сложности, отпугивать и применять крайности, то не получим ничего кроме разрушения и обвинений в том, что живем в средневековье.

 

— Какие качества Вы бы хотели видеть в ваших выпускниках?

 

— Должны быть интегрированы в своем обществе;

 

Любить всех людей;

 

Призывать к Аллаху с мудростью и добрым словом. Они должны показать ислам в его удивительной прекрасной сущности;

 

Одинаково относится ко всем людям без исключения. Если дело касается мусульман, то называть их братьями, несмотря на различение мазхабов и течений.

 

Спорить, используя лишь приятные слова, и не ранить других;

 

Помнить о том, что «религия — это наставление», а оно бывает только спокойным, мудрым и осторожным;

 

Я очень надеюсь, что наши студенты будут играть роль «огнетушителей» в своем обществе, потому что если религия не будет в честных и ответственных руках, то возникнут большие проблемы;

 

Также они должны обладать чувством высокой ответственности;

 

Быть братьями, а когда вырастут, стать отцами, призванными воспитывать, ухаживать и закрывать на многое глаза.

 

На что я всегда надеюсь, так это то, чтобы наш выпускник не просто получил диплом и повесил его на стену, а, вернувшись, был наполнен любовью, взаимопониманием и сотрудничеством по отношению ко всем людям у себя на родине.

 

— Вы поддерживаете связь со своими выпускниками? Знаете, как сложилась их дальнейшая судьба?

 

— У многих из них свои школы. Недавно я был в Америке, где наши выпускники основали исламские центры в Орладно, в Сантьяго, в Буффало, Детройте. Слава Аллаху, эти центры следуют тропой нашего шейха — тропой золотой середины и умеренности и пользуются авторитетом в обществе.

 

В Индонезии, где я тоже побывал, наши студенты открыли 13 шариатских школ. Только в одной из них — «Море знания» —  насчитывается более 16 тыс. учеников. Они прекрасно меня встретили.

Кроме того, мы каждое лето организуем месячные международные курсы для имамов и миссионеров и набираем более 150 проповедников со всего мира. Большое число среди них составляют наши выпускники, что укрепляет взаимосвязь между нами.

 

У нас есть свой сайт в Интернете. Через шесть месяцев, иншаАллах, на нашем сайте появятся все уроки шейха по тафсиру Корана на английском языке, задача распространения которого лежит на наших выпускниках.


Хвала Аллаху, мы поддерживаем связь между собой.

 

— Не так давно Вы посетили Россию. Какие впечатления у вас остались?

 

— У Сирии и России исторически всегда были хорошие отношения. Россия, как и Советский Союз, с нами на особом положении. На религиозном уровне мы тоже поддерживаем отношения. У нас хорошие отношения с муфтием Равилем Гайнутдином, с муфтием Нафигуллой Ашировым и со многими другими. Мы принимаем у себя очень большое количество россиян. Я был в России четыре раза. Мы всегда настроены на сотрудничество и взаимное общение. Сирия и Россия это как две разные семьи, но живущие в одном доме. Мы намерены эти отношения развивать и в дальнейшем.

 

Недавно мне позвонили из Академии наук в Москве и просили принять  на курсы одну группу. Это случилось благодаря моему последнему посещению Москвы. Мы готовы подписать договор о проведении курсов арабского языка со многими университетами Москвы.

 

Сам шейх Ахмад Куфтару впервые посетил Москву в 1968 году. Он был первым религиозным деятелем, который не только был принят в Кремле, но и выступил там с речью. Он посетил Узбекистан, был в хороших отношениях с муфтием шейхом Бабахановым. Также он принимал участие во многих международных конференциях на тему «Мир во всем мире».

 

 

Беседовали Анна Бондарук и Зейнаб Нестерова

http://islamnaneve.com

 

 

Ссылки по теме:

Ректор университета Абу Нур: Наша задача — не обратить всех в ислам, а ознакомить с ним людей

 

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/7374/">ISLAMRF.RU: Доктор Салах Ад-Дин Куфтару: Помогать друг другу в том, в чем мы согласны, и находить оправдание друг к другу там, где имеем разногласия</a>