RSS | PDA | Архив   Суббота 19 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Тарик Рамадан. «Запад и «иная» цивилизация в XXI веке»

28.11.2007 14:59

Лекция профессора Тарика Рамадана на факультете международных отношений СПбГУ 12 ноября 2007г.

Тарик РамаданВо-первых, хочу поблагодарить за приглашение и предоставление возможности выступать перед этой аудиторией. Ряд стран – США, Тунис, Египет и Саудовская Аравия отказали мне в выдаче въездной визы, и я был несказанно обрадован, получив российскую визу.

    Я египтянин по происхождению, мусульманин по вероисповеданию, однако родился, вырос и получил образование в Швейцарии, и считаю себя приверженцем европейской культуры. Таким образом, принадлежа одновременно как к Восточной, так и к Западной цивилизации, я решил посвятить свою жизнь построению мостов между людьми, между этими двумя мирами, между различными представлениями.

    Необычайно важно, чтобы люди научились адекватно и критически воспринимать не только свой мир, но и другой тоже.

    Проблема и тех, и других, как европейцев, так и мусульман, заключается в неумении слушать друг друга. Очень важно, чтобы люди пришли к пониманию того, насколько это важно- уметь слушать друг друга, понять само значение слова «слушать», научиться этому – что другие люди хотят до вас донести. Когда вы поймете, какой я, как и вы, сложный, то начнете уважать. (Здесь я, конечно, не имею в виду себя лично, а выражаюсь фигурально).

    Достоевский — первый эталон восприятия всей сложности понимания чужой психологии, неоднозначности интерпретации поступков другого человека, призывающий к психологическому подходу. Один датский философ сказал: «Если вы хотите вступить в мир комплексного подхода, — читайте Достоевского».

    На западе часто говорят о сложной психологии россиян, при этом отправной точкой для такого представления является именно Достоевский. (Кстати, для меня лично, если я обращаюсь к писателям, но в первую очередь - к нему.). Достоевский рассматривал сложную и неоднозначную психологию индивида; но ведь и все в нашем мире точно так же, сложно и неоднозначно.

Мы должны стараться примирить людей на обеих сторонах реки. Ведь по ту и другую сторону стоят добрые, честные люди,- так что же нас так разделяет? Что мешает понять друг друга? Однако все не так просто. Ведь кроме нас с вами, еще существуют чьи-то политические интересы, амбиции, или просто наше неправильное понимание, предубеждение, навязанное чужое мнение. Почему-то никто не стремится к установлению диалога, каждая сторона отстаивает свои интересы!

Люди должны быть готовы к диалогу, однако при этом не быть слишком наивными, не надо строить иллюзий, не все всегда решают лишь наши добрые намерения. Господствующая идеология сегодня- это идеология страха, позитивные проекты сталкиваются с неприятием и негативным отношением.

    Пример тому — история с моей американской визой, когда администрация Буша отказала мне в выдаче въездной визы, и я вынужден был оставить пост в одном из университетов, где ранее читал курс лекций. Я лично счел этот отказ для себя честью.

    Однако в ХХI веке не одна цивилизация уже просто не может существовать обособленно, полагая себя самодостаточной, и сегодня западная цивилизация обязана считаться и иметь дело с другой цивилизацией.

    Наши корни. Кто мы?

    Обращаясь к реалиям российской истории, или истории западной цивилизации, невозможно игнорировать огромную роль иных культур в ее становлении, никакая цивилизация не может назвать себя эксклюзивной, свободной от влияний; культура любого народа является продуктом ассимиляции. Так, и понятие эксклюзивности, герметичности западной цивилизации является в действительности некой интеллектуальной, надуманной конструкцией. Не существует такого понятия как «специфически русская», или «специфически западная» история.

    Так, примером может служить еврейская и христианская цивилизации, которые были необычайно близки друг другу в течении 600 лет, однако после II мировой войны их пути расходятся.

    Таким образом, сегодня все изменяется, мы творим историю сами, и несем ответственность за последствия.

    Западные страны стремятся вытянуть на сцену свои ценности, утверждая, что это некие специфические ценности, (об этом много говорят Соединенные Штаты и другие страны); характерные присущи лишь для их цивилизации, с присущей им спецификой эталонов восприятия, и мы обязаны с этими ценностями считаться. уважая человеческую личность.

    Здесь следует рассмотреть 4 основных составляющих западной цивилизации:

1)Концепция свободы индивидуума, его права, свобода личности — свобода слова, свобода передвижения и др. Но ведь это право на проявление свободы личности- не является чисто западным!

2)Свобода — индивидуума и общества, свобода гражданская.

3)Взаимосвязь между демократией и прогрессом. И вся эта взаимосвязь между свободой индивидуума, общества, между демократией и прогрессом действительно является неотъемлемой чертой западной цивилизации.

4)Необходимо также принимать во внимание такое явление, как секуляризм — неотъемлемую часть западной цивилизации, разделение светского и религиозного. Этот процесс уникален для каждой страны, во Франции, России, в Англии — в каждой стране он приобрел свои формы.

    Однако насколько уникальны сами источники этих ценностей? Если общество заявляет — «Это исключительно наши ценности, извольте с ними считаться!», но при этом не хочет считаться и уважать ценности других- это очень опасно, это уже не диалог, а диктат.

    Западное общество говорит: «Наши западные универсальные ценности». Хорошо, пусть это западные ценности, но — почему, на каком основании они универсальные?!

    Общество, заявляющее о своем однозначном превосходстве над иными цивилизациями – опасное общество. Если мы хотим придти к диалогу- то какие существует пути к его достижению? Что для этого надо делать?

    Сегодня все говорят о столкновении цивилизаций, которого на самом деле не существует, однако существует столкновение восприятий!

    Миграция является неотъемлемой чертой нашего времени. Сегодня западное общество столкнулось с огромным количеством мигрантов-людей с различным менталитетом, политическими взглядами, культурным укладом, религией. Эти люди привносят свою культуру. Россия также столкнулась с проблемой миграции. Однако, конечно же, не в иммигрантах дело, не следует упрощать проблему, создавая однозначные стереотипы.

    В Брюсселе российский депутат, говоря о теме проживания мусульман в стране, предложил расценивать их как иностранных граждан!

    Посмотрите на эту аудиторию: какие разные люди здесь собрались! Реалии современности таковы, что будущее за этим человеческим многообразием, проявляющимся во всем- в одежде, цвете кожи, социальных понятиях, культуре и традициях. Наше будущее имеет транснациональным, трансрелигиозный подтекст. И если кто-то не желает этого принимать, упорно настаивая, что хочет иметь дело лишь с одним социо-типом, с однородным обществом - это ужасно!

    Каковы наши корни? Каким будет наше будущее? Нам следует придти к глубокому пониманию происходящего, при этом непременно учитывая наше прошлое, вклад других культур, однако только лишь сквозь призму самокритики. Сегодня же мы все живем в атмосфере страха. Например, мне только вчера позвонили и сказали, что что-то произошло в центре Лондона, и моментально возникла атмосфера страха — теракт? Насилие?

    Если мы желаем достичь диалога, то на сегодня нам необходимо принять три основных направления, это те отправные моменты, о чем следует задуматься, и, быть может, пересмотреть свою позицию:

1)Идентичность. Кто мы? Кто они? О какой «нашей» цивилизации мы, собственно, говорим?!

    Они — мусульмане, но они живут вместе с нами; а ведь еще существуют и африканцы, китайцев также нельзя сбрасывать со счета. В экономической сфере их присутствие давно стало обыденностью, однако что нас ожидает в будущем? Мы должны понять самих себя.

2)Каковы наши ценности? Насколько они уникальны?

3)Плюрализм. Каковы наши ориентиры?

    Вопрос идентификации занимает, безусловно, центральное место. Какой мы представляем себе нашу цивилизацию?

    Вопрос к аудитории – к сидящим здесь профессорам, студентам, горожанам: «Что вы знаете об истории своей страны, об истории цивилизации?» Задайте этот вопрос себе. Нам следует пересмотреть наше понимание прошлого, возможно, мы заблуждались. И, как следствие, должна произойти переоценка нашего настоящего. Не следует игнорировать наши корни. Христианство, но что было до него?!

    Действительно ли наша цивилизация - чисто христианская? А каковы ее корни? Вглядевшись повнимательней, в действительности мы обнаружим ислам в наших корнях: обратитесь к истории медицины, или архитектуры, или философии, все это - реконструкция того, что уже существовало ранее!

    Наша история представляет собой сложный конгломерат в культурном, религиозном, философском аспектах. От нас требуется быть скромными, а это означает понимание того, что мы не одни, это означает признание наших мульти-корней.

    Обратимся к истории западной философской мысли. Но ведь и Ницше, и Шопенгауэру предшествовал Ибн Рушд! Аль Газали впервые выдвинул концепцию сомнения (в себе, да и во всем ), и уже значительно позднее появился Рене де Карт. Точно также, если рассмотреть христианскую мистическую традицию. Мой философский подход, как мусульманина, отличен от того, что предлагают западные философы.

    Обратимся к русским философам, например, к Льву Толстому, что вы знаете о его философских воззрениях? Что мы знаем о нашей истории?! Так почему же мы столь категоричны в оценке истоков своей цивилизации?

    Исламский мир также не был абсолютно закрытым, герметичным, свободным от иных влияний. Эта модель абсолютно неправильна.

    Следует также учесть и тот факт, что в действительности сегодня мы имеем дело не с двумя, а с несколькими цивилизациями. Ведь, кроме западной и исламской, еще существует китайская, японская, африканская. Почему мы их игнорируем?

    Обратимся к нашим ценностям — возможно, те же ценности мы найдем и в других традициях. Почему, на каком основании, запад объявляет свои ценности универсальными?!

    Наша идентичность носит мульти-культурный характер! И тому пример — я сам. Посмотрите на меня, возможно, ваше представление обо мне отличается от того, что я собой представляю на самом деле!

    Если вас спросят: «Кто вы такой? Вы русский или христианин?», вы затруднитесь с ответом. Мы идентифицируем себя в зависимости от обстановки. Сталкиваясь со смертью, с потерей близкого человека, тяжелой болезнью, — оказываясь лицом к лицу с понятием смысла жизни, смерти, и тогда человек вспоминает, что он христианин, или мусульманин, или гностик, или атеист…

    Другой пример: представьте, что вы — поэт, и вегетарианец. Если вы придете на обед, и вас спросят: «Кто вы?», то заявление «Я — поэт», будет звучать по меньшей мере странно. Очевидно, вы скажете «я — вегетарианец»; но если вы окажетесь на вечере искусств, то такое заявление окажется неуместным, и тут вы скажете «я - поэт». Наша идентификация самих себя — не однозначна, она имеет составной характер.

    Чем «чисто русские ценности» отличаются от прочих?- Сложно сказать. Является ли Запад некой универсальностью? И тогда, где наше место?

    Хочу подробнее остановиться на моем понимании концепции свободы, чувстве человеческого достоинства.

    Более подробно это изложено в моей книге «Манифест новых «Мы». Это цивилизация «новых Мы» - разных религий, пониманий, культур. Моя концепция - предоставление равной свободы всем. Например, разве можно заставить человека молиться?! Это может быть лишь мой собственный выбор.

    Я обращаюсь к вам, как к мусульманам: вы действительно хотите, чтобы все женщины были одеты одинаково, так, как вы хотите?! Я считаю, что женщина должна сама решать, как ей одеваться. Не понимаю, как на государственном уровне можно решить, заставить носить то или иное: невозможно заставить носить платок, так же как и невозможно заставить снять платок!

    Западное определение свободы вручит примерно следующим образом: «свобода- это то состояние, которое я сам для себя выбираю». Вы сами выбираете то, что является ценным для вас! Но выражайте ваш выбор так, чтобы при этом не страдала моя свобода! И если я хочу помолиться, то это мое право!

    Поразительно, но согласно опросам, 53 % американцев считают, что применение пыток для получения информации – явление вполне допустимое. Но мы никогда этого не примем!!!

    Итак, первый вопрос, это наша идентификация.

    Второй вопрос: сколько людей различных вероисповеданий, иных культур, отличных от вашей, вы знаете, общаетесь с ними? Сколько их проживает в вашей стране?

    Философия плюрализма предполагает, что мы должны исходить из реалий современного общества, учитывая все его многообразие, уважать не только исламскую, но и китайскую, африканскую, японскую и другие культуры. С каким посланием приезжал Далай-Лама? Он говорил о мире, о любви, о свободе культурного выражения, это было этическое послание!

    Экономическая бедность какой-то страны не означает, что эти люди не интересны нам с точки зрения их культуры, истории.

    Сейчас повсеместно можно наблюдать картину культурной колонизации, с «МакДональдс» и «Пицца-Хатт» (в которые я, например, никогда не хожу. Не люблю «fast food»!) Но почему мы все принимаем этот навязываемый нам американский образ жизни?!

    Слово «толерантность», по сути, означает «терпимость»:«Я не могу удалить вас, и я страдаю от вашего присутствия, но придется вас терпеть». Это совершенно не то, к чему мы должны стремиться! Между нами должно воцариться взаимное уважение. И я призываю не к толерантности, а к плюрализму.

    20 лет назад, когда я начинал, я был новичком, и не мне не хватало знаний, в частности, истории. И, главное, мне предстояло научиться умению слушать. Сегодня я призываю к этому других.

Подводя итог всему здесь сказанному, хочу еще раз остановиться на нескольких опорных моментах:

1. Состояние нашего сознания.

    Мы много говорим, но не готовы слушать других. Надо быть скромнее! Скромность- вот чего нам всем так не хватает (это я отношу и к себе также).

2. Выработать в себе уважение к другим, уметь уважать чужие ценности. При этом не надо сравнивать ваши ценности с ценностями других, утверждая: «Мои- лучше!»

3.Последовательность и логичность. Критическое отношение.

    К своей цивилизации следует также относиться критически: ислам - великий, но мусульмане-то великими не являются!

    (Глядя на мусульман, сидящих в первых рядах зала): Взгляните в лицо реальности: что происходит с правами человека в так называемых «исламских» странах? Посмотрите на положение женщин — во времена пророка (СААС) и мужчины, и женщины молились в одной мечети. Сейчас для женщин отгородили отдельное место, хорошо. Но почему там часто бывает грязно, мало места, почему?! А зачастую в мечетях места для женщин не отводится вообще. Грубое обращение с женщинами дома тоже допускается! Почему, откуда такое неравенство?!

    Мы говорим о «халяльном» мясе и гуманном способе забоя животных в исламе. Но вы когда-нибудь видели, как, зачастую, этих бедных животных перевозят, забитых в багажник машины, как в консервную банку, перед праздником жертвоприношения!? И это называется гуманно?! Прекратите все время бросаться словами «харам» и «халяль»!

    Сегодня от нас в вами зависит, какое общество будущего мы построим — будет ли это общество плюрализма, или узко ограниченное, по-сектантски закрытое, или расистское. Ответственность за наше будущее лежит на нас с вами.

Тарик Рамадан — известнейший мусульманский мыслитель современности,
профессор философии и исламоведения Фрайбургского университета в Швейцарии

Текст опубликован на сайте www.islamnaneve.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/1001/">ISLAMRF.RU: Тарик Рамадан. «Запад и «иная» цивилизация в XXI веке»</a>