RSS | PDA | Архив   Суббота 19 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

О "воспитательных функциях" и перcпективах происходящего в Северной Африке

16.02.2011 16:16

Учебная сессия продолжается всю жизнь

 

Помните детскую песенку, о чем учат в школе? Буквы разные писать, малышей не обижать, книжки добрые любить, воспитанными быть и т.д. Потом идет этап ВУЗовского просвещения. Проживающий в Канаде один из самых талантливых цифровых художников современности Бобби Чиу, например, констатирует, что институт научил его правильно распределять свое время, работать эффективно и, самое главное, предоставил желание "стать лучше, чем я был вчера".

 

Но для всех ли институт является "правильной школой" (в узком и широком смысле слова)? Тем более что, как говорил всегда актуальный Аркадий Райкин, после ВУЗов руководители предприятий призывали: "Забудьте все, чему вас учили в институте". И начинается новое обучение.

 

Тем самым, в реалии получается, что человек учится всю жизнь. На примерах, на ошибках (своих и чужих); благодаря печатному слову, аудио и видео-информации и т.д. и т.п. Есть, конечно, бытовые моменты, обучающие "узкоспециализированно", но нередко все мы сталкиваемся с определенными глобальными наглядными пособиями, которые учат "вглубь и вширь". За последние недели одним из таких масштабных событий стал египетский разлом, эхо от которого еще долго будет отдаваться колокольным звоном. Причем не только напоминанием.

 

Оттенок многолюдности

 

Прежде всего, зафиксирована массовость акций! Скорее всего, исторически первая в таком количественном измерении для общемировой уммы. Причем массовость была обеспечена не аналогично обязательности "комсомольской" явки на майские демонстрации советских трудящися. В то же время, истинные позывы участия каждого из египтян в протестном движении известны, наверное, только ему. Но, согласимся, даже непостоянное слежение за египетской "картинкой" посредством телевизионных экранов демонстрировало решимость масс идти до конца.

 

Радость от свержения экс-главы государства была не демонстрационной игрой на публику. А это означает, что протестный настрой в обществе может вызревать вне его "официального" присутствия. Следовательно, в социуме мусульманских государств (как и любых других) формируются как бы "параллельные миры" восприятия существующей действительности. Т.е. внешне открытое недовольство может не проявляться (ведь на публике довольны все, хотя некоторые и молчаливо), но внутренний протест сформирован (неафишируемый оппозиционный настрой практически к любым предпринимаемым лидером страны шагам). В свете чего напрашивается некая антиассоциация с древностью в восточных странах, когда правители переодевались в одежду обычных людей для выяснения посредством бесед с незнакомцами в местах скопления граждан, что они в сердцах думают об их правлении.

 

Ракурс "внешний - внутренний" также высветился несколько в ином измерении. Обычно массовая протестная волна (пусть и не сверхмногочисленная) покрывала умму с акцентом на некое внерегиональное событие, как это имело место во время "карикатурного скандала". Нынешний же период вызвал извержение недовольства на внутреннее поле.  

 

Запад и Восток

 

Безусловно, в происшедшем в Египте (и продолжающемся сегодня в мусульманском мире) невозможно не уловить внешнего почерка активизации движения, хочет кто соглашаться с этим или нет. Другое дело, что практически все свергнутые и "проектируемые" на это режимы на всем протяжении их пребывания у власти поддерживались Западом. В этом - один из мощнейших холодных душей для восточных лидеров: никто не неподвластен единоголосной мощной обструкции со стороны "внешних своих" (пусть и в этико-эстетичном оформлении).

 

Обратите внимание, как идентично (в унисон) комментировали происходящие в Египте ведущие мировые политические силы. В конце января Госдеп США и французский МИД призвали египетские власти "защитить фундаментальные права граждан на самовыражение". В февральском коммюнике Верховного посланника ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон фиксировалось желание "политических перемен" тысячами египтян. В те дни министры иностранных дел ЕС рекомендовали Х.Мубараку срочно приступить к демократическим преобразованиям, итогом которых могли быть стать свободные выборы.

 

Конечно, напрямую эти "телодвижения" Запада сложно назвать прямым вмешательством в дела суверенного Египта, но не из-за констатации Европой нежелания “экспортировать революцию”. Дело в том, что напрямую "рука Запада" просто-напросто не просматривалась. Да и нужно было размахивать ею, если начальные шаги привели к беспроигрышному варианту?

 

Однако, как будет эта "рука" действовать дальше? Тут уже целесообразно не просто штудировать египетские уроки, но и и готовиться к семинару на свободную тему. С одной стороны, страны-лидеры ЕС заявили о готовности поддерживать Египет в переходный период. С другой, - Лондон призвал, по возможности, не допустить попадания власти в стране пирамид в руки "исламских фундаменталистов". Причем формулировка была обставлена очень притягательно: с учетом-де обязанности соблюдать проповедуемые демократические принципы, "нам бы не хотелось" перехода Египта к экстремистам.

 

Думается, комментарии тут излишни.

 

Будет ли фигурировать "в деле" прообраз "плана Маршалла"?

 

Несколько дней назад прошла информация о высадке на итальянский остров Лампедуза тунисского "десанта" в количестве 5 тыс. человек. Иммигранты объяснили свое бегство из страны пострезультатом “жасминовой революции”, а именно: погружением Туниса в хаос. Министр ВД Италии Р.Марони тунисский людской поток сравнил "библейским исходом", но вот глава внешнеполитического ведомства страны Ф.Фраттини был менее эмоционален, озвучив знаковое заявление о целесообразности проработки мировым сообществом нового "плана Маршалла" для Северной Африки. Где "первая роль по экономической поддержке демократических перемен в Египте и Тунисе" должна отводиться Европе. Наверное, здесь целесообразно вспомнить, хотя бы вкратце, а что включал в себя исторический "План Маршалла"?

 

То была программа послевоенной (II мировая война) помощи Вашингтона Европе (на основе принятого Конгрессом закона «Об экономическом сотрудничестве»). Вcтупивший в действие в 1948 г. план получил название по имени выдвинувшего его американского госекретаря Дж.К. Маршалла. Программа, затронувшая 17 европейских стран (в т.ч. Западную Германию), содействовала укреплению положения США в Европе. С другой стороны, в качестве предварительного условия предоставления помощи, Белый дом потребовал выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. Что и было успешно осуществлено в первый же год начала реализации плана. Таким образом, за экономической канвой явно усматривались политические цели.

 

В контексте вышеотмеченного на поверхности сразу начинают маячить назойливые вопросы, типа, а в какой форме сегодня может быть предложен аналог маршалловской программы? То, что она будет - сомнений не вызывает, благо г-жа Эштон заявила о готовности ЕС предложить свою помощь и поддержку, т.к. у Европы имеются  "большой исторический опыт и знания" в аспекте "построения демократии, и мы готовы поделиться ими с народом Египта".

 

Но давайте не прогнозировать, а просто понаблюдаем, как проявится этот самый опыт по достижению власти народа в "новых" арабских странах? В особенености, с учетом продекларирования первыми лицами Германии, Англии и Франции тезиса о провале политики мультикультурализма в Европе. В конце-концов не исключена ведь смена лозунга "мультикультурализм" на "единокультурализм".

 

Так что продолжаем учиться...

 

 

Теймур Атаев политолог Азербайджан teymur-ogtay@rambler.ru  

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/15120/">ISLAMRF.RU: О "воспитательных функциях" и перcпективах происходящего в Северной Африке</a>