RSS | PDA | Архив   Суббота 16 Ноябрь 2019 | 1433 х.
 

Арне Зайферт: «Дипломаты Европы за мир с мусульманским сообществом»

31.07.2007 10:58

Основатель организации «Дипломаты за мир с мусульманским сообществом» доктор Арне Зайферт (Arne Clemens Seifert, Ambassador ret., Berlin) – немецкий дипломат и востоковед с огромным стажем – предоставил нашему альманаху «Ислам в современном мире» (№ 1(7) 2007, ИД «Медина», Нижний Новгород) право перевода с английского языка и публикации своего рода «манифеста» этой новой организации.

Культуролог Джаннат-Сергей Маркус предваряет публикацию рассказом о знакомстве с этим уникальным человеком:

- 19 декабря 2006 года в московской гостинице «Будапешт» прошла презентация аналитического сборника «Пятнадцать лет, которые изменили Центральную Азию (1991-2006)». Это научное издание было подготовлено Международной общественной организацией «Центр стратегических и политических исследований» при поддержке и участии Фонда Розы Люксембург, Германия.

Руководители проекта – известный российский востоковед, профессор Виталий Наумкин и немецкий ученый, основатель организации европейских дипломатов «За диалог с мусульманским миром» доктор Арне Зайферт. В подготовке труда, подводящего итоги постсоветского развития независимых государств Центральной Азии, приняли участие российские востоковеды И. Звягельская, А.Каримова, Д.Макаров, Д.Малышева, А.Ниязи, К.Поляков, К.Сыроежкин и Р.Шакиров.

Помимо книги, на мероприятии были представлены последние четыре выпуска бюллетеня «Кавказ и Центральная Азия: аналитические материалы, текущие события».

«Анализируя прошедшие за 15 лет трансформации новых независимых стран Центральной Азии, мы вместе с российскими коллегами видим как позитивные, так и тревожащие перемены, - сказал мне доктор Арне Зайферт. – Среди тревожных факторов – отсутствие конструктивного диалога между мусульманскими движениями и новыми властями. В этом зазоре возникает почва для радикализации и экстремизма, следовательно, угроза стабильности всего региона».

«С другой стороны, - отметил ученый, - нельзя навязывать азиатским обществам демократию только в той форме, к которой привык Запад. Проект «демократизации Большого Ближнего Востока» явно не продуктивен – весь этот регион охвачен войнами. Чтобы подобного не произошло и в Центральной Азии, нужно осваивать подлинно демократические методы».

Арне Зайферт также выразил надежду, что «опыт плодотворного сотрудничества мусульман с обновившимся российским государством поможет налаживанию позитивных трансформаций и в Центральной Азии». «Опыт России здесь важен и методологически, и благодаря давним культурным и межличностным связям», - сказал он.

На следующий день доктор Зайферт и профессор Наумкин провели Семинар по указанным проблемам с участием как востоковедов, так и представителей мусульман России. Мне также было предоставлено слово для изложения тезисов по вопросу, насколько Россия и, точнее говоря, мусульмане России, могут помочь диалогу Европы с Центральной Азией. Я назвал этот текст «Ислам: помеха или партнёр в диалогах Европы, России и Центральной Азии?».

Статья А. Зайферта, опубликованная ИД "Медина" в Альманахе «Ислам в современном мире» (№ 1(7) 2007):

Проблема всеобщей стабильности: построение отношений нового типа между Европой и североафриканскими и ближневосточными соседями

На протяжении многих столетий связи Европы с Северной Африкой и Ближним Востоком были сложными и запутанными, без относительных различий между нашими цивилизациями, религиями и культурами. Отношения Европы с указанными регионами значительно разнятся по сравнению со всем остальным западным сообществом. В ходе своего развития эти отношения прошли через сложные исторические этапы, в том числе и через европейский колониализм, с момента окончания которого не прошло еще и полувека и который все еще свеж в памяти отдельных народов.

Сделать Европу зоной стабильности — это одна из основополагающих задач, которые ставят перед собой государства — члены Европейского Союза. Прогрессирующая интеграция и растущая взаимозависимость европейских государств делают эту территорию в целом неустойчивой, в то время как традиционное противостояние севера и юга всегда являлось залогом стабильности и безопасности, и происходило это именно за счет того, что нивелировалась зависимость враждующих сторон друг от друга. Таким образом, достичь стабильности на территории Европы представляется возможным лишь при условии совместного стремления к ней европейских государств и стран Северной Африки и ближневосточного региона. В этом же заинтересованы и наши соседи на юге. Но в то же самое время важно принять во внимание тот факт, что взаимозависимость в отношениях находится на грани исчезновения.

Стабильность под угрозой

Вторжение в Ирак военной коалиции под предводительством США моментально бросило тень на отношения с Европой. Поведение Соединенных Штатов в ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке, спровоцировало новую волну серьезных опасений объединения Запада и Северо-Атлантического альянса и их возвращения к уже имевшей место политике гегемонии, определяемая энергетическими потребностями и экономическими интересами. Скандал, спровоцированный публикацией карикатур на Пророка Мухаммада, вызвал острую реакцию всем исламском мире. Антизападные настроения с новой силой охватили все мусульманские страны, и по своей силе они сопоставимы разве что с реакцией на Суэцкий кризис в 1956 г.

Деловые отношения с рядом государств в этом регионе, казалось бы, должны служить залогом стабильности в отношениях между нашими странами. Однако стоит трезво посмотреть на отношения европейских политических систем с институтами гражданского общества и в особенности с представителями мусульманских сообществ — и шаткость этих отношений не оставляет сомнений. К слову, мусульманские сообщества — это именно тот сектор нашего общества, который очень напряженно и резко воспринимает диктуемую Западом политику. Но даже более важным в этом плане представляется единство правительств, политических партий и общественных организаций в оценках политических инициатив, поскольку на сегодняшний день все они — за исключением нескольких человек — в один голос отрицают существование угрозы насильственных политических перемен со стороны Запада. Это, в частности, касается и вопроса постоянного западного военного присутствия в регионе, поскольку инициативы США по распространению демократии воспринимаются там как вмешательства во внутреннюю политику.

Недоверие к прозападным правительствам лишь усиливается в связи с тактикой антитеррористических операций в обозначенном регионе и последствий, к которым они приводят. Подобная тактика в принципе не может истребить причины терроризма и, напротив, провоцирует приток новых членов в экстремистские исламские группировки, которые получают все большее признание в обществе, а также разрозненность европейских мусульманских общин, что в свою очередь тормозит процессы интеграции. Внутренняя стабильность уже давно ставится под угрозу в Ираке, Афганистане и на оккупированных палестинских территориях. В то время, как в случае с Ираком и Афганистаном, наблюдается тенденция к дезинтеграции , разрешение палестино-израильского конфликта зашло в тупик, а кризис в отношениях с Ираком и Сирией еще более усугубляет обстановку в регионе.

В целом отношения Запада с Ближним Востоком находятся в критическом состоянии, и это идет вразрез с потребностью западных стран в налаживании внешней торговли и социополитических контактов в этом регионе. Чтобы достичь этого, Западу требуются стабильные и прочные отношения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве.

Новые вызовы

В построении отношений европейских стран с их южными соседями нужно учесть значительные экономические и социально-политические перемены, которые происходят или уже осуществились в регионе. Наиболее важными из них представляются следующие.

1. Качественно новый уровень интеграции между европейскими государствами и их исламскими соседями. Исламские страны фактически уже гораздо ближе к Европе — за счет неизменного присутствия сильных мусульманских общин в европейских государствах и все растущих миграционных потоков. Поэтому мы встаем перед необходимостью приложить максимум усилий для создания условий для конструктивного диалога, что поспособствовало бы более качественной интеграции с мусульманскими сообществами как на территории Европы, так и за ее пределами. Это может быть достигнуто только при условии стабильных отношений, превосходящих региональные и культурные различия.

2. Набирающее обороты международное соперничество за топливные ресурсы стран Северной Африки и Ближнего Востока и связанные с этим возможные волнения на финансовых рынках. В ближайшие несколько лет фантастически возросший уровень потребления нефти такими странами, как Китай и Индия, и растущий спрос на топливо в развитых промышленных странах в условиях иссякающих мировых запасов ужесточат борьбу за топливное сырье. Таким образом, многократно возрастет значимость указанного региона, который, являясь мостом между Европой и Азией, расширит сферу влияния в этом регионе.

То, каким образом поведет себя в этой борьбе Европа  выберет ли она тактику насильственного вторжения или, напротив, будет стремиться к поиску взаимовыгодных условий, — во многом определит отношения европейских государств с мусульманскими странами этого региона. Не исключено, что нефть станет разменной картой, если расстановка сил изменится и баланс сместится в сторону радикальных исламских элементов. В пользу этого предположения говорят и последние заявления иранского лидера.

3. Неопределенная перспектива социально-политического развития. Исследования тенденций развития региона, проведенные, в частности, Германским институтом ближневосточных исследований, позволяют утверждать, что по крайней мере до 2010 года внутриполитическая обстановка в регионе будет оставаться достаточно стабильной в силу того, что авторитарные режимы в этих странах достаточно гибкие и легко приспосабливаются под изменяющиеся условия. Однако в то же время прогнозируют и рост влияния исламистских движений, а также вероятность того, что «политические, идеологические и культурно-религиозные различия (с Европой) будут использованы для максимального противопоставления себя “Западу” и отрешения от предлагаемых им ценностей… Ожидается, что в странах с растущим влиянием исламистских движений отношения с Европой вступят в фазу переменчивыми, а сотрудничество будет затруднено» .

Наброски новых отношений

Критерии всех принимаемых решений — стабильность геостратегической обстановки на территории Европы и ее южных соседей, энергетическая безопасность, внутриполитическая стабильность в Европе и интеграция мусульманского населения, принятие во внимание безопасности в южных граничащих государствах, их отказ от ядерного оружия, европейская внешнеполитическая ориентация в средиземноморском регионе, сложность социально-политической обстановки в регионе — оправдывают стремление европейских государств к построению качественно новых отношений с соседними исламскими государствами.

В чем же должна заключаться новизна этих отношений?

1. Европе предстоит выбрать такой путь, который на долгое время обеспечил бы мирное сосуществование с соседними исламскими государствами. В то же самое время придется совместить краткосрочные и долговременные цели. Так, первоочередной задачей для нас сейчас должно стать быстрое прекращение военных действий в Ираке и Афганистане и немедленный переход к принятию мер, необходимых для того, чтобы вернуть доверие к себе. Причем это должно распространяться и на радикальные исламистские движения. А вот в качестве долговременной задачи мы должны поставить перед собой обеспечение мирного сосуществования наших цивилизаций, основанное на равных правах представителей наших сообществ как внутри наших государств, так и за их пределами.

2. Особого внимания заслуживает поиск перспектив сосуществования, основанного на равных правах. Только в этом случае может быть преодолено негативное восприятие «субъект — объект» (в соответствии с которым Европа — субъект политики, основанной на ее собственных интересах, а исламский Ближний Восток — объект этой политики), которое распространено на арабской и исламской стороне. Чувство принадлежности ко второму сорту создает сильное напряжение в отношениях с Европой. Кризис в отношениях с исламскими регионами является результатом длительного исторического развития, и очевидно, что разрешение этой проблемы также будет долгим процессом. Однако такой процесс имеет смысл, только если направлен на общую перспективу. В ином случае он подвергнется опасности быть воспринятым в качестве тактического маневра и не поможет преодолеть груз истории.

3. Представленная перспектива должна состоять из следующих основных частей: неприкосновенность цивилизаций; принятие социальных и политических различий; право на самоопределение в развитии, включающее исламскую ориентацию; безопасность, основанную на равных правах в общей зоне стабильности. Эти ключевые области не предполагают какого-либо отступления от ценностей или принципов, но вместо этого фокусируются на строительстве отношений, основанных на сотрудничестве и сосуществовании. Равно и образ действий в области безопасности не предполагает каких-либо сокращений в европейской системе безопасности, так как европейская стабильность невозможна без стабильных Северной Африки и Ближнего Востока.

4. Определение нового профиля будущей европейского политики по отношению к исламскому миру и его социально-политическому процессу. Необходимо принять в расчет следующее: с одной стороны, западная модель демократии не может быть просто пересажена на мусульманскую почву. С другой стороны, Европа должна осознавать, что в течение долгого периода политические движения в исламских странах выдвигали свои требования, базируясь на исламе, а не на секулярных основаниях. Реформы или модернизационные процессы, не учитывающие особенностей ислама или идущие вопреки исламистским движениям и партиям, не сработают. Таким образом, очевидно, что в политический процесс должны быть включены исламские социальные оппозиционные силы и даже радикальные элементы.

Механизм и первые шаги

Наше видение ситуации исходит из предположения, что Европа готова к уступкам в процессе восстановления доверительных отношений и уменьшения напряженности в контактах с исламским регионом. Процесс должен заключаться в реконфигурации этих отношений и готовности начать переговорный процесс без обязательных условий.

Эти планы должны покрывать три области:

- прекращение террористических столкновений;

- переопределение отношений с исламскими соседями;

- создание системы коллективной безопасности или субрегиональной системы на Ближнем Востоке, в которой политика безопасности должна быть тесно связана с европейской стабильностью.

Указанные области связаны между собой, и их воплощение в жизнь требует структурных изменений.

Прекращение террористических столкновений

Поиск выхода из конфликта, связанного с терроризмом, важнейшая задача, потому что будущее Европы связано с тем, удастся ли разбить порочный круг таких явлений, как насилие и ответное возмездие, укрепление антизападной коалиции и общественного мнения, экспорт этих негативных проявлений в сообщества европейских мусульман. Соответственно вскоре должен прийти конец существующей однобокой военной стратегии и произойти переход к стратегии невоенного урегулирования, которая совмещала бы дипломатию, политику безопасности и политику развития. Задача дипломатии заключается в том, чтобы прояснить каждый конкретный вопрос; определить, какие политические и дипломатические предложения могут быть приняты к рассмотрению; можно ли провести границу между экстремистами и умеренными исламистами; возможен ли диалог с кем-либо из представителей этих движений.

Переопределение отношений с исламским регионом

ЕС, Арабская лига, Организация Исламская конференция должны создать условия для выработки принципов и основ общения друг с другом в зоне общей стабильности. По существу, это мог бы быть диалог об установлении общих исходных посылок для сотрудничества, с одной стороны, и мирного сосуществования, в том числе при затрагивании вопросов, в которых есть расхождения, — с другой.

Основные силы нужно направить на следующие приоритетные задачи:

- определить общие посылки для сторон, по которым может быть достигнуто согласие, и обозначить положения, разделяемые всеми либо открытые для дискуссии;

- выработать соглашения по принципам и основам отношений друг с другом;

- выработать соглашения по «кодексу поведения» для предупреждения и разрешения дискуссий и конфликтных ситуаций.

Для достижения этих целей можно сделать следующие шаги:

1. Идентифицировать общие основания и начать совместную политическую работу для достижения общих целей.

2. Разработать свод правил поведения для стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока (кодекс действий для государств). Подобный свод мог бы быть улучшенной версией «принципов, регулирующих отношения стран — членов ОБСЕ, согласно заключительному Хельсинкскому акту» . В то же время этот свод правил должен определять стандарты мирного поведения и сосуществования в различных сложных ситуациях.

3. Выработать кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности и мирного строительства. Основным принципом должно являться то, что безопасность неделима — безопасность каждого государства, по существу, связана с безопасностью всех и государственная безопасность одних не может усиливаться за счет ущерба другим государствам.

4. Создать площадку для диалога между правительствами, неправительственными организациями и гражданами.

На втором уровне в список могут быть добавлены следующие вопросы для переговоров: торговые отношения, энергетическая безопасность, безопасность в военном отношении, сосуществование цивилизаций. Приоритеты следует расставлять на основании всеобщего согласия.

В качестве первого шага в установлении доверительных отношений ФРГ должна проводить скорейшие действия для снятия напряжения в контактах с арабским регионом и Западной и Юго-Западной Азией. Приоритетными целями должны являться скорейшее разрешение палестино-израильского конфликта, декларация о намерении США и их союзников снять оккупацию Ирака и так скоро, как это возможно, создать соответствующие предпосылки для вывода войск и завершения военного положения в Афганистане.

Оккупация Израилем палестинских территорий со времени войны 1967 года — одна из главных причин постоянно растущих антизападных настроений в исламском мире. В связи с этим план «Дорожная карта» является единственно приемлемым решением палестинского вопроса, подходящим для палестинцев в целом — арабского и исламского населения. Этот план встраивается и в израильскую систему безопасности, в случае, если он приведет к созданию жизнеспособного палестинского государства. Но на этом пути стоит израильская политика «свершившегося факта», которая все больше и больше фрагментирует и поглощает территории, предназначенные для палестинского государства, на которых находятся поселения, стратегические дороги и ограждения. Влияние исламских активистов в палестинском обществе неоспоримо, поэтому должны быть поддержаны усилия по вовлечению их в мирные переговоры. Отношения с ХАМАС, выигравшей демократические выборы, должны строиться на объективной, демократической основе.

При особом внимании к разрешению иракской проблемы Европе следует поддержать предложения, исходящие из арабского региона. Генеральный секретарь Арабской лиги Амрэ Мусса расставил задачи в порядке важности: завершение оккупации, установление графика вывода войск, реконструкция Ирака (распланированная и проводимая самими иракцами), определение иракского будущего иракскими же гражданами без какого-либо иностранного влияния.

Cоздание коллективной системы безопасности или субрегиональной системы на Ближнем Востоке

ФРГ следует через генерального секретаря ООН продвигать создание системы безопасности и сотрудничества на Ближнем Востоке и в его субрегионах. Такая система может состоять, например, из региональных соглашений в Персидском заливе и в странах, граничащих со Средиземноморьем с юга. Важной задачей является создание «порядка мирного сосуществования» в этой части света, учитывая латентное напряжение между различными государствами региона, а также принимая во внимание недостаточную безопасность, существование ядерного оружия, военный дисбаланс и практически постоянное внешнее военное присутствие. Важно удержать дискуссии и конфликты от перехода к военным действиям.

Другой момент, говорящий о необходимости этого, то, что, помимо западной помощи, израильская безопасность может быть гарантированна в течение долгого срока только через приспособление к особенностям региона и включение в расширенный региональный порядок мирного сосуществования.

Такой порядок в интересах и самой Европы, стоящей перед лицом набирающего обороты соперничества за энергетические ресурсы.

Важнейшими задачами в построении таких блоков должны стать: отказ от насилия, неагрессивные соглашения, военные меры по созданию атмосферы доверия и совершенствованию безопасности, ограничение вооружений и разоружение, запрет на оружие массового уничтожения, объявление зоны свободной от ядерного оружия. В качестве стартовой точки можно было бы использовать свод правил для общения между государствами Европы и Ближнего Востока.

Серьезное напряжение в отношениях между исламским миром и Западом и растущая из него террористическая проблема являются результатом длительного исторического процесса, который начался в эпоху европейского колониализма. Уменьшение этого напряжения также потребует долговременных действий. Но начинать их необходимо уже сейчас.

Берлин, сентябрь 2006 г.
А.К. Зайферт,
д.ф.н., основатель организации европейских дипломатов
“За диалог с мусульманским миром”
(Берлин)

Так же читайте на нашем сайте:

доклад Д.С.Маркуса «Ислам: помеха или партнёр в диалогах Европы, России и Центральной Азии?»,

Интервью «Арне Зайферт: Посол европейской цивилизации в мире Ислама»,

материалы о восстановлении братских связей мусульман России и Узбекистана.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/702/">ISLAMRF.RU:

Арне Зайферт: «Дипломаты Европы за мир с мусульманским сообществом»</a>