RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Февраль 2023 | 1433 х.
 

Саад Салих: Гражданский брак попирает права женщины

15.05.2009 16:44

Предлагаем вашему вниманию продолжение интервью с доктором Саад Салих, профессором сравнительной исламской юриспруденции в университете Аль-Азхар (Каир).  

 

— Уважаемый доктор, каково ваше мнение о многоженстве?

 

— Считаю многоженство несправедивостью по отношению к женщине, если оно продиктовано половым влечением или не обусловлено уважительной причиной, как болезнь или бесплодие. Сподвижники Пророка (мир ему) считали когда целовали своих первых жен, и равно таким же количеством поцелуев одаривали вторых. Люди в наше время не совершают подобное. Необходимость многоженства связана с болезнью, желанием родить детей и так далее. Поэтому я хочу, чтобы человек, который имеет двух и более жен, следовал примеру Пророка (мир ему).

 

— Значит, получается, что многоженство было дозволено сподвижникам Пророка (мир ему) но только по необходимости?

 

— Сподвижники, несмотря на то, что они как все люди были влечены страстью и имели деньги, были к тому же и справедливыми. Они не считали многоженство сутью вещей и обязательным (ваджиб — прим.пер.), а только дозволенным (мубах — прим. пер.). На самом деле многоженство скорее исключение чем правило.

 

— В области наследования Аллах говорит: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй...» (11:4; И.Ю. Крачковский). Я сама не говорю, что образованная женщина, которая к тому же работает, должна наследовать в равной степени с мужчиной. Но некоторые это утверждают. Позвольте подискутировать с вами по этой теме.

 

— Этот аят ниспосылался постепенно, а не сразу. Аллах говорит в Коране: «Myжчинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, и жeнщинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, — из тoгo, чтo мaлo или мнoгo, yдeл oпpeдeлeнный» (7:4; И.Ю. Крачковский). Это первое подтверждение того, что женщина имеет право на наследство, как на малое, так и на большое. Затем Аллах это определил более четко: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй. A ecли oни (дeти) — жeнщины, чиcлoм бoльшe двyx, тo им — двe тpeти тoгo, чтo oн ocтaвил» (7:4; И.Ю. Крачковский). Если у покойного остались две и более дочери и брат, который не является по отношению к ним родным, то тогда каждый, в том числе и неродной брат, получает равную долю — по одной трети от наследства. Более того, дочери и родные сестры умершего при желании могут проигнорировать права его неродного брата и оставить его без наследства. Родственные связи служат сильным доводом. Бывают случаи, когда мужчина и женщина наследуют одинаковые доли: если у умершего остались брат и сестра от одной матери, то оба они получают одинаковые доли — по одной шестой части.

 

— Как быть, если сестре, которая вышла замуж за человека с ограниченными возможностями, досталась только половина наследства своего умершего брата?

 

— Это уже задача общества, которую мы часто игнорируем. Оно должно организовать общественный фонд оказания помощи таким людям из собранного закята. Здесь упущение со стороны общества, а не со стороны законодательства. Нужно возродить институты попечения. Я всегда призываю выделять часть закята в помощь желающим заключить брак и многодетным женщинам. Нужно преследовать и наказывать людей, которые не придерживаются установленных норм и не перечисляют положенную сумму в пользу таких людей. Это вызвано отчасти из-за отсутствия доверия между официальными структурами и людьми, которые должны выплачивать закят.

 

— Насколько дозволено то, что сын и дочь у отца унаследуют одинаковые доли? Это будет выглядеть как хитрость в отношение норм шариата?

 

— Нет. Более того нужно соблюсти между сыном и дочерью полное равноправие. Пророк (мир ему) сказал: «Соблюдайте справедливость между вашими детьми», и повторил это три раза, то есть подтвердил на словах. Но бывают случаи, когда люди идут на ухищрения: например, человек лишает своего родного брата наследства в пользу своей дочери.

 

— Что вы думаете о наследовании со стороны девушки-христианки или иудейки? Этой проблемой совсем недавно был озабочено Народное собрание (высший законодательный орган Египта — прим. пер.). В частности, доктор Зейнаб Ридван (член египетского парламента — прим. пер.) выступала за то, чтобы представительницы христианства или иудаизма тоже имели право на наследство.

 

— Аллах разрешил брать мусульманину христианку или иудейку в качестве жены. Однако вопрос наследования ими остается спорным. В нашем распоряжении имеются достоверные хадисы, в которых Пророк (мир ему) говорит: «Представители разных наций (религий — прим. пер.) не наследуют друг у друга: мусульманин не наследует у христианина, христианин у мусульманина». Абу Талиб, дядя Пророка (мир ему), был многобожником. У него были сыновья, которые перешли в ислам, а также те, которые предпочли остаться при своем убеждении. Так вот, Пророк (мир ему) после смерти Абу Талиба все его наследство разделил между его сыновьями-немусульманами. А дети, которые приняли в ислам, не получили ничего из его состояния. Если я хочу каким-то образом одарить свою жену, я могу ей просто подарить или оставить завещание.

 

— Разве это справедливо? Жена много лет прожила со своим мужем и, вдруг, она остается ни с чем. Мое убеждение никак не связано с убеждениями моего мужа. Я остаюсь при своем убеждении. И мой муж прекрасно осведомлен о моих убеждениях.

 

— Справедливость есть. Если умирает жена-немусульманка, то ее муж и дети ничего не наследуют из ее имущества, так как все они являются мусульманами. Право наследовать имеют в данном случае только родственники жены, которые придерживаются ее религии. В этом и заключается справедливость и равноправие. Но муж имеет право при жизни подарить своей жене все, что желает при жизни, или написать до своей смерти завещание и оставить ей в размере одной трети от своего состояния.

 

— Если сам принцип того, что жена-немусульманка может присвоить себе часть из имущества мужа как путем дарения, так и через завещание, существует, то почему она не может и унаследовать?

 

— Таково установление Аллаха.

 

— А хиджаб?

 

— Обязателен. В начале женщины носили только покрывало, которое прикрывало спину, а отдельные области груди оставались не прикрытыми. Аллах в Коране говорит: «Пycть нaбpacывaют cвoи  пoкpывaлa нa paзpeзы нa гpyди...» (31:24; И.Ю. Крачковский). Набрасывать — значит закрывать с макушки головы, а покрывало должно прикрывать голову, а не лицо и ладони рук. Мы не должны воспринимать хиджаб как кусок ткани. Хиджаб еще формирует поведение человека. Далее Аллах: «И пycть нe  пoкaзывaют cвoиx yкpaшeний, paзвe тoлькo тo, чтo виднo из ниx ...». Комментаторы объясняют, что имеется в виду лицо и ладони рук, а не голова, лицо и ладони рук.

 

— Почему это положение не уточнено самим Кораном, а приходится делать это комментаторам?

 

— В действительности уточнено. Эти нормы упомянуты в суре «Свет» — единственной суре, в которой Аллах говорит следующее: «Cypa — Mы ниспослали ee, и пocтaвили зaкoнoм, и низвeли в нeй знaмeния яcныe, — мoжeт быть, вы oпoмнитecь!» (1:24; И.Ю. Крачковский), то есть Всевышний ввел в качестве закона все нормы, что упомянуты в этой суре.

 

— Что подразумеваются под небольшими грехами (ламам — прим. пер.)?

 

— Небольшие прегрешения такие, как прикосновение, обман, сплетни, клевета.

 

— Что вы можете сказать относительно тех, которые утверждают, что первый поцелуй тоже небольшой грех, так как ведет к прелюбодеянию?

 

— Прелюбодеяние есть прелюбодеяние. Даже после совершения прелюбодеяния предусмотрено покаяние. Один из сподвижников Пророка (мир ему) тоже вступал в половые отношения вне брака. Впоследствии был ниспослан аят, который был направлен на исцеление общества того времени от этого недуга.  

 

— Традиционный брак (урфи — гражданский брак заключенный по всем религиозным канонам, но не зарегистрированный в соответствующих властных органах — прим. пер.) считается прелюбодеянием или нет?

 

— Я думаю, что брак урфи, несмотря на то, что он был изначально обнародован и подкреплен свидетельствами самими попечителями жениха и невесты, является запретным, поскольку брак будет оставаться незарегистрированным, женщина не сможет потребовать соблюдение своих прав при процессе развода и может быть выдворена вместе с детьми на улицу.

 

— Центр исламских исследований заявил, что подобные браки разрешены исламом и законны. Это правильно?

 

— Я придерживаюсь консервативной точки зрения и отклоняю любые решения Центра исследований. Как молодежь может отличить законный брак от незаконного?! Что касается опекуна, он, наоборот, может хотеть выдать свою дочь замуж и извлечь от этого материальную выгоду. Гражданский брак опасен и вреден, несмотря на присутствие опекуна и свидетелей, пока будет оставаться незарегистрированным. Чтобы сохранить в обществе здоровую атмосферу такие браки следует запретить.

 

— Однако при Пророке (мир ему) никакая регистрация брака не проводилась и документов не выдавали?

 

— При Пророке (мир ему) мусульмане отличались высоким нравом и глубокой верой. Тогда никому в голову не приходило отрицать факт женитьбы (замужества) и родство детей. Теперь это сплошь и рядом.

 

— То есть гражданский брак — прелюбодеяние?

 

— Это не прелюбодеяние и с точки зрения шариата он правилен. Но этот правильный поступок вреден. Вред заключен в том, что женщина лишена алиментов, радостей жизни и не имеет права на опекунство над своим ребенком. Принцип шариатского законодательства гласит: нет места вреду и нанесению вреда. Все, что приводит к хараму, есть харам. Второй принцип: защита от дурных поступков первостепенен по отношению к совершению благих.

 

— Доктор Саад, вопрос с некой долей пристрастия. Кто виноват в том, что Адам был выведен из рая?

 

— Сатана.

 

— Некоторые утверждают, что виновата женщина.

 

— Неправильное утверждение. Аллах говорит в Коране: «И нaшeптaл им caтaнa, чтoбы   oткpыть тo, чтo былo cкpытo oт ниx из иx мepзocти...» (20:7; И.Ю. Крачковский). Таким образом, Коран полностью оправдывает женщину в том, что именно она стала причиной изгнания Адама из рая. Проблема в плохом понимании смысла аята и в плохом претворении его в жизнь.

 

— Что вы думаете о мнении Пророка (мир ему), которое передал Абу Бакр относительно правления женщины?

 

— Слова Абу Бакра в данном хадисе обращены непосредственно к самому Пророку (мир ему). Абу Бакр вернулся из Персии, где царили безнравственность и порок. Их правитель умер и его трон по наследству перешел к дочери Нуршах. Пророк сказал: «Сгинет тот народ, которым управляет женщина». Под словом «управляет» в данном случае имеется ввиду, что возглавляет всю мусульманскую умму, то есть является халифом. А Персия тогда по своей структуре напоминала халифат.

 

— Тем не менее значение слова «управляет» остается открытым. Под ним может подразумеваться любая власть, в том числе и власть халифа.

 

— Нет. Здесь имеется ввиду главенство (имамат — прим. пер.) в значении правления (хилафат — прим. пер.). Отдельно взятое государство не объединяет всех мусульман, тогда как хилафат должен осуществляться над всеми мусульманами по всему миру.

 

— Если женщина обладает определенным багажом знания, управленческими навыками и мудростью, благодаря которым она сможет руководить, то получается, что для нее нет никакой разницы — управлять одним государством или несколькими?

 

— Есть определенные запреты, которые касаются и мужчины и женщины. В данном случае женщина не может быть халифом и возглавлять совместную молитву — быть имамом.

 

— Она не может возглавить молитву даже будучи в хиджабе?

 

— Нет. Ей запрещено быть имамом перед мужчинами. В этом вопросе все ученые единодушны.

 

— А голос женщины не является ауратом (запретным — прим. пер.) для мужчин?

 

— Во время молитвы голос женщины считается ауратом по отношению к мужчинам.

 

— А в другое время?

 

— Нет. Только во время молитвы.

 

— То есть декламация женщиной коранических стихов по радио дозволена?

 

— Да. Более того, я, будучи деканом факультета, организовала конференцию, в конце которой  одна женщина с мелодичным голосом прочитала Коран. Ее голос даже понравился присутствовавшему на мероприятии шейху из университета Аль-Азхар.

 

— А какая тогда разница между декламацией Корана по радио и в молитве?

 

— Если бы Пророк (мир ему) захотел сделать покрытую женщину имамом перед мужчинам, то он во время болезни поручил бы своей жене Аише сделать это, а не Абу Бакру. Поэтому ставить женщину имамом значит противоречить велению Пророка (мир ему).

 

— Уважаемый доктор, что вы скажете об обрезании женщин?

 

Запрещено однозначно. Обычай который был привнесен в общество при Пророке (мир ему) из Йемена. Когда одна из сподвижниц Умм Атыя проводила обрезание своим дочерям,  Пророк (мир ему) сказал ей: «Не будь жестокой и несправедливой».

 

— А почему не запретил делать это совсем?

 

— Потому что обрезание оставалось традицией. Ислам выстраивал свои отношения с традициями последовательно. Обрезание запрещено потому, что Пророк (мир ему) не проводил его в отношении своих дочерей. Это веское доказательство. Если бы обрезание девочек было законным, то Пророк (мир ему) сделал бы его.

 

— Наказание за отступление от религии не указано в Коране?

 

— Мы не принимаем ислам без произношения слов свидетельства веры «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед Его посланник». Также нельзя стать мусульманином, произнося только первую часть свидетельства. Это значит, что мы также признаем Пророка (мир его), его пророчество и его сунну. Аль-Бухари и Муслим приводят достоверный хадис: «Кто сменит свою религию, убейте его».

 

— Некоторые выражают сомнения относительно достоверности хадиса и приводят в качестве доказательства тот факт, что Пророк (мир ему) не применял высшую меру наказания в отношении кого-либо за отступление от религии?

 

— Однако применение высшей меры наказания имеет место в сунне Посланника Аллаха (мир ему). Оно не применялось во времена самого Пророка (мир ему), а стали практиковаться при Абу Бакре.

 

— Против людей, которые руководствуются только Кораном, может быть применена такая мера наказания?

 

— Конечно. Они признают ислам только с точки зрения Корана и отрицают сунну Пророка (мир ему).

 

— Они ведь верят в Аллаха?

 

— Ислам — это произнесение одновременно двух свидетельств «Нет бога кроме Аллаха» и «Мухаммад — посланник Аллаха». Разве не говорится в самом Коране: «И чтo дapoвaл вaм  пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь...» (7:59; И.Ю. Крачковский).

 

Беседовала Рания Бадви
www.almasry-alyoum.com


Автор перевода: Марат Ахметжанов
Редактор перевода: Патимат Гусейнова

 

Ссылки по теме:

Саад Салих: Роль муфтия заключается в умении извлекать пользу от созданного ранее прецедента

Саад Салих: Роль муфтия заключается в умении извлекать пользу от созданного ранее прецедента (продолжение)

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/8645/">ISLAMRF.RU: Саад Салих: Гражданский брак попирает права женщины</a>