RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Февраль 2023 | 1433 х.
 

Кадыр Маликов: МВД Киргизии утвердило Концепцию в отношении религии

08.06.2009 12:00

Религия всё-таки остается самым эффективным способом профилактики различных видов преступлений - к такому выводу приходит известный киргизский политолог и исламский деятель Кадыр Маликов - доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, член Редсовета евразийского журнала мусульманской общественной мысли «Минарет», ИД «Медина». С ним беседует культуролог Джаннат Сергей Маркус (Москва).  

 

В марте 2009 года министр внутренних дел Кыргызской Республики М.Т. Конгантиев утвердил Концепцию взаимодействия органов внутренних дел с религиозными организациями. Согласно этому документу, МВД КР совместно с религиозными организациями, Государственным агентством по делам религий, НПО, научными центрами, учреждениями, институтами и т.д., будет заниматься профилактикой межнациональных конфликтов, идейного противодействия религиозному экстремизму, различным видам преступлений в обществе непосредственно с привлечением самих священнослужителей.

 

- Это принципиально новый документ для Киргизии. Не могли бы Вы подробней рассказать о данной Концепции?

 

- Вообще-то можно сказать - это смелый шаг со стороны наших правоохранительных органов, в сравнении с действиями их коллег на всем пространстве республик Центральной Азии. Высокий уровень правонарушений, подростковая преступность, наркомания, коррупция, экстремизм, национализм - все это также и духовно-нравственная сторона нашего общества. Сегодня традиционные религиозные организации начинают активнее включаться в общественную жизнь, принося существенные изменения в область государственно-религиозных отношений. Поэтому, исходя из реалий сегодняшнего дня, необходимо было переходить на новый, более качественный уровень таких отношений. Тем более, что целью государственной политики является укрепление основ кыргызской государственности, конституционного строя, обеспечение гармоничных отношений внутри общества, духовно-нравственного развития общества. Поэтому в Концепции уделяется особое внимание именно профилактике преступности с привлечением позитивных ресурсов традиционных конфессий. Хочу подчеркнуть, что Концепция также затрагивает и такую сторону, как воспитание самих сотрудников органов внутренних дел в духе веротерпимости, нравственности, патриотизма, честности и справедливости.

 

Дело в том, что у населения происходит  существенная переоценка взглядов на религию, ее места в жизни каждого из нас, как основного регулятора поведения, морали и нравственности. Как показывает история всего человечества, религия все-таки остается самым эффективным способом профилактики различных видов преступлений в обществе.

 

Поэтому группой экспертов была разработана данная Концепция, которая гармонично вписывается в Концепцию государственной политики в сфере религии, а также нового Закона о религии. В скором времени Концепция будет представлена на широкое обсуждение среди общественности, экспертных кругов, специалистов религиоведов, НПО  и т.д.

 

- Какие конкретные цели и задачи ставит ОВД во взаимодействии с религиозными организациями?

 

- Основной целью является привлечение различных конфессий к совместному решению вопросов: таких, как противодействие идеологии религиозного экстремизма, коррупции, наркомании, алкоголизму, росту беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних и т.д. Но уровень взаимодействия с религиозными организациями будет все же строиться избирательно, исходя из вклада соответствующих организаций, а также их влияния в современном обществе, масштабов поддержки гражданами.

 

Дело в том, что в первую очередь от религиозно-экстремистских проявлений страдают не только государство, но в большей массе традиционные религии. Взаимодействие же ОВД с религиозными организациями осуществляется также в целях идейного противостояния деструктивному религиозному внешнему воздействию на сложившуюся национальную специфику культурно-религиозной жизни общества, межконфессионального мирного сосуществования религий, представляющую угрозу целостности общества и безопасности Кыргызстана. На этой основе в концепции признается особая историческая роль традиционных конфессий - Ислама и Православной Церкви - основанная на взаимоуважении и толерантности, сохранения мира и стабильности в обществе. Традиционные конфессии  в последние годы стали постоянными участниками различных мероприятий по профилактике правонарушений, особенно по противодействию проявлениям религиозного экстремизма.

 

Так, например представители традиционных религиозных организаций, отдельные религиозные деятели активно принимали и принимают участие в мероприятиях по профилактике, различным видам преступлений, в том числе и морально-нравственного характера. В этой связи в Концепции определяются первостепенные задачи.  А это - тесное сотрудничество органов внутренних дел с традиционными религиозными организациями в обеспечении правопорядка, противодействии экстремистским проявлениям и нравственного воспитания сотрудников ОВД. Сюда же входит просветительская и воспитательная работа по предупреждению правонарушений среди населения. Совместная работа в области обеспечения правопорядка и законности, защиты общественной нравственности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

- Какие мероприятия запланированы в Концепции? И насколько они будут реализованы?

 

- В первую очередь, запланированные мероприятия с религиозными организациями будут осуществляться как обязательное плановое мероприятие. Сюда входят запланированные совместные круглые столы, конференции, пресс-конференции в СМИ, научные статьи, публикации, лекции, встречи с населением, молодежью с целью профилактики преступлений, организация курсов для участковых, представителей местных органов власти, учебных заведений. В общем, нужна актуализация и прозрачность данной тематики в обществе, ее нужно обсуждать, чтобы был положительный результат.

 

Например, предлагается введение в учебные программы образовательных учреждений МВД КР специальной тематики о взаимодействии ОВД и религиозных организаций в работе с населением и сотрудниками ОВД. Также нужна разработка пособий, куда входит издание специального пособия для сотрудников ОВД в работе с населением и профилактики различных видов преступлений. Предлагается использовать существующий опыт взаимодействия ОВД и религиозных организаций в деле нравственного воспитания личного состава ОВД, информационно-просветительской работы среди членов семей сотрудников, организации религиозных обрядов при проведении торжественных и траурных мероприятий, погребении погибших и умерших сотрудников. Проведение специальных курсов, семинаров и лекций для оперативных работников в области Ислама и работы с верующими, специфики религиозных деструктивных идеологий и т.д. с целью повышения квалификации.

 

- А имеет ли ОВД правовые основы для такой тесной работы с религиозными организациями, не нарушается ли здесь принцип светскости киргизского государства?

 

- В настоящее время государственно-религиозные отношения начинают развиваться  в новом, более качественном русле, исходя из реалий нашей с вами современности. Согласен, что необходимо правовое закрепление такого тесного сотрудничества. И хотя Конституция Кыргызской Республики не допускает вмешательства в деятельность государственных органов со стороны религиозных организаций, но также Конституция не препятствует их взаимодействию в различных формах по вопросам, которые представляют обоюдный интерес.

 

Органы внутренних дел являются субъектами государственно-религиозных отношений. Органы внутренних дел, согласно ст. 4 Закона «Об ОВД КР», выполняют возложенные на них задачи во взаимодействию с общественными объединениями, в том числе религиозными организациями. Правовую же основу, как Вы видите, данной Концепции составляют Конституция Кыргызской Республики, Законы КР «Об органах внутренних дел», «О противодействии экстремистской деятельности», «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», другие правовые акты органов государственной власти, нормативные акты МВД Кыргызской Республики, публикации в ведомственных изданиях, материалы научно-практических конференций, экспертные оценки и рекомендации, мониторинг религиозной ситуации. Поэтому все делается в рамках законов.

 

- Как Вы оцениваете то, что Президент КР выступил с призывом передавать мелкие преступления на рассмотрения судов аксакалов?

 

- Думаю, это позитивные шаги с целью заложить пробный механизм «народного суда» с целью профилактики мелких преступлений и поднятия авторитета органов местного самоуправления и государственной власти в целом. Так как укрепление традиционных основ общества может стать важным элементов укрепления государственности.

 

Конечно, под судом аксакалов подразумевается в первую очередь профилактический и морально-нравственный характер рассмотрения того или иного дела. И если раньше, во времена СССР, так называемые «товарищеские суды» носили идеологический характер, действовали социалистические понятия роли коллектива и его влиянии на личность, то в наше время, как я понимаю, суды аксакалов могли бы играть такую же роль - но на основе традиций племени, рода, клана и т.д. Например, практика показывает эффективность судов аксакалов в Чечне или Ингушетии, где в обществе очень сильна тейповая (родовая) система, основанная на принадлежности к роду и на авторитете аксакала. Но эта авторитетность аксакалов,  согласитесь, строится на принципах не только подчиненности младших старшему, но в первую очередь - на религиозном авторитете аксакала. Поэтому, помимо плюсов, есть тут, конечно, некоторые небесспорные моменты и вопросы.

 

- Насколько такая система будет эффективно  работать в Киргизии?

 

- Так как гарантией справедливости, неподкупности аксакалов должна являться в этом случае не его борода и возраст, а личный авторитет высокой нравственности, справедливости и мудрости, остается пока открытым вопрос, насколько существует опасность дискредитировать данный механизм. Так как, при отсутствии религиозного компонента, механизм суда аксакалов в неправильном посыле может привести к расцвету трайбализма, национализма и т.д. внутри общества. Тем более - уже существует такая тенденция.            

 

Думаю, что при отсутствии религиозных, то есть высоко нравственных, духовных компонентов механизм аксакальства будет не очень эффективным в профилактике не только различных видов преступлений, но и духовно-нравственного развития народа. На мой взгляд, мы постепенно приходим к тому, что - а почему бы не попробовать ввести частные нормы мусульманского права, как пилотный проект, на основе аксакальских судов, или третейских, которые закреплены у нас в Конституции?

 

И не надо бояться: пусть это будет пробный проект по семейному праву, скажем. На мой взгляд, важны результаты. Сегодня простых граждан волнует безопасность на улицах, безопасность детей в школах. И поскольку обеспечение культурной, внутринациональной, конфессиональной, духовной целостности народа невозможно без участия религии, которой отведена своя роль в национальном государстве, как регулятора общественно-социальных отношений – то совершенно оправданно тесное взаимодействие правоохранительных органов государства с религиозными организациями. Для общего блага. Во имя развития и процветания Киргизии и её народов.

 

Ссылки по теме:

Кадыр Маликов: Умма Киргизии – ракурсы 2009 года. От вопросов политизации к социально ориентированному Исламу

Кадыр Маликов -   Очень скоро мусульманская община Кыргызстана из объекта политики превратится в ее активный субъект

Кадыр Маликов -  Россия и Киргизия в Третьем тысячелетии: быть или не быть?

Кадыр Маликов -  Во что ты веришь, древний Кыргызстан?

Запрет совершать намаз в центре Бишкека подорвет доверие верующих к власти, эксперт

Дамир Мухетдинов: Евразийство – это сопряжение всех творческих сил народов России и СНГ

Резолюция IV Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане за евразийское единство»

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/8976/">ISLAMRF.RU: Кадыр Маликов: МВД Киргизии утвердило Концепцию в отношении религии</a>