RSS | PDA | Архив   Понедельник 6 Май 2024 | 1433 х.
 

Частичное омовение (вуду’)

16.10.2009 11:33

Слово «вуду’» означает «чистота» или «красота».  

 

В шариате термин «вуду’» используется для обозначения омовения и протирания определённых частей тела.

 

Омовение украшает и очищает омываемые части тела, а следы его в виде белых звёзд и белых колец на ногах и руках будут видны в День воскресения, на что указывают приводимые в одном из хадисов слова Пророка : «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран мухаджжалина” из­за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Аль­-Бухари).

 

Установление относительно частичного омовения

 

1. Совершение омовения становится обязательным (фард) в том случае, когда человек, находящийся в состоянии малого осквернения, желает совершить молитву, будь то заупокойная молитва или совершение земного поклона при чтении определённых айатов Корана. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...» (Коран, 5:6).

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» (Аль-­Бухари).

 

Омовение станет обязательным и в том случае, если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, пожелает прикоснуться к Корану, поскольку в послании, которое Посланник Аллаха  направил к ‘Амру бин Хазму было сказано: «...и пусть касается Корана только чистый» (Малик; ан-­Наса’и; ад-­Даракутни).

 

Многие толкователи Корана связывали слова Всевышнего  «Прикасаются к нему только очищенные[1]...» (Коран, 56:79) с отсутствием осквернения и всего скверняющего.

 

Факихи утверждали, что вменение в обязанность совершения омовения для того, кто хочет прикоснуться к Корану, носит практический характер. Это значит, что суждение о неверии человека, который не выполняет это веление, неправомерно. Дело в том, что слова Всевышнего «Прикасаются к нему только очищенные» не указывают прямо (далиль катъ‘ы) на обязательность совершения омовения, а, возможно, являются сообщением о Хранимой Скрижали,
к которой прикасаются только ангелы: «Поистине, это — Благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании» (Коран, 56:77­78).

 

2. Омовение обязательно (ваджиб) совершить перед обходом Ка‘абы, так как обход является одним из видов поклонения, подобным молитве. Пророк  сказал: «Обход вокруг Дома (Ка‘абы) подобен молитве, если не считать того, что во время этого обхода вы разговариваете. Пусть же тот, кто станет разговаривать во время обхода, говорит только о благом» (Ат­-Тирмизи; ан­-Наса’и; аль-­Хаким).

 

3. Омовение перед сном считается желательным (сунна). Аль-­Бара‘ б. ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха  сказал ему: «О такой­то, если захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и повернулся к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (перед Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка , которого Ты послал (Аллаhумма, инни аслямту нафси иляй­кя, ва ваджжаhту ваджhи иляй­кя, ва фаввадту амри иляй­кя ва альджа’ту заhри иляй­кя рагбатан ва раhбатан иляй­кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин­кя илля иляй­кя! Аманту би­китаби­кя­л­лязи анзальта ва би­набиййи­кя­л­лязи арсальта)”. И, поистине, если умрёшь ты этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии (фитра), а если доживёшь до утра, то обретёшь благо» (Аль­-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В волосах того, кто проводит ночь чистым, ночует ангел, и когда человек просыпается, ангел обязательно говорит: “О Аллах, прости такого­то Твоего раба”» (Ибн Хиббан).

 

4. Омовение желательно (мустахабб) совершать периодически, поскольку это постоянно делал Пророк . Это относилось к числу его обычных дел, и поэтому факихи считали это не сунной, а желательным делом.

 

Кроме того, желательно совершить омовение после отказа от совершения грехов и принесения покаяния. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха  сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор,) пока не выходит он свободным от грехов» (Муслим).

 

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из­под его ногтей» (Муслим).

 

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.

 

Ссылки по теме:

Способы очищения от нечистого

Что из нечистого считается простительным

Очищение от грязи

Дубление кож

Изменение качеств и свойств нечистого

Способы очищения: протирание и высыхание

Трение

Очищение землей

Омовение. Средства и способы очищения. Вода

«Чистота — половина веры»

 



[1] Здесь имеются в виду ангелы.

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/faith/traditions/10292/">ISLAMRF.RU: Частичное омовение (вуду’)</a>